Морфологические средства создания языковой экспрессии в поэтических текстах. Строительство резиденции верховного суда до сих пор не началось Морфологические средства стилистики
К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи. Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку (Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.
А. Фет) или создать батальное полотно: Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане (В. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.
Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:
Нежно-бесстрастная, Нежно-холодная, Вечно подвластная, Вечно свободная... Лживая, ясная, Звучно-печальная, Чуждо прекрасная, Близкая, дальняя.
(Н. Минский)
Глаголы делают текст более динамичным (*Швед, русский колет, рубит, режет... А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:
Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать...
(А. Пушкин)
Особой изобразительной силой обладают наречия (А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса. А. Ахматова) и местоимения (Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней. Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.
К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение, когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:
По гиблому месту, по талой звезде найдешь меня там, где не будет нигде. Есть дальняя пристань, последний приют, где скорби не знают и мертвых не чтут.
(О. Чухонцев)
Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.
Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.
В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения- прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.
(А. Пушкин)
Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.
Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:
Из смиренья не пишутся стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Диктует их только прозренье.
(JI. Мартынов)
Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.
Риторические вопросы -- это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:
Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(С. Есенин)
Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин)
К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческого ellepsis - «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу; Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов); Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах... (Б. Пастернак). Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.
Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:
И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.
(М. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.
Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: Нас бы ло четыре сестры, четыре сестры нас было(М. Кузмин). Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.
Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: Швед, русский колет, рубит, режет... (А. Пушкин). Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.
Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:
И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе...
(Ф. Тютчев)
В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.
Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью (И. Бунин).
Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору подчеркнуть все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.
Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ
Все описанные выразительные средства имеют особенности языкового выраже-ния. Они могут быть охарактеризованы с точки зрения морфологической принад-лежности участвующих в его формировании языковых единиц. Для полноты пред-ставления как лексических, так и синтаксических средств выразительности речи бу-дет полезной их морфологическая характеристика, в основу которой будет положена способность отдельных частей речи участвовать в создании художественного образа.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Термин (имя) «существительное» связан со словом «суть» («сущий»), которое является причастием от глагола «быть», следовательно, существительное – это то, что существует. Вспомните, что обозначает имя существительное, и ответьте на во-прос: почему имя существительное является одной из самых многочисленных частей речи?
Богатство имени существительного проявляется не только в количественном, но и в качественном отношении. Среди существительных мы найдем слова, относящие-ся к самым разным группам и разрядам: слова новые и устаревшие, профессиональ-ные и диалектные, исконно русские и заимствованные, книжные, разговорные, офи-циальные, просторечные, высокие и т.д. Используя эти слова в художественном про-изведении, автор может создать общую тональность текста, особенную выразитель-ность, эмоциональность и образность речи, может выразить свое отношение к собы-тиям и персонажам, создать речевую характеристику действующих лиц.
Слово качественно преобразуется в художественном тексте, что проявляется в развертывании значения слова. В художественном тексте не бывает случайных слов и синтаксических конструкций. Единство формы и содержания находит полное вы-ражение в художественном образе. В художественном тексте совершается чудо: сло-ва как бы перерастают сами себя, рвутся в «царство всеобщей одушевленности и одухотворенности…Возникает «изящная словесность», художественное творчество в его широком понимании» (В.А.Марков).Меняются целевые функции слов: эти функции задаются контекстом.
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст К.Д.Ушинского.
Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и в ней все родное. Матерью мы зовем её потому, что она вскормила нас своим хле-бом, вспоила – своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но у человека одна родная мать, одна у него и Родина.
Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Подумайте, что помогло правильно определить тему и точно озаглавить текст?
Найдите в тексте ключевые слова. Какой частью речи они являются? Какую роль они выполняют в тексте?
Что объединяет слова «Родина», «родились», «родной»? Продолжите этот ряд.
Найдите в тексте примеры художественных тропов. Какие слова употреблены в переносном значении?
Прочитайте вслух текст, интонационно правильно выделяя паузы, логические ударения.
Найдите наиболее подходящий тон и темп чтения.
2. Выразительно прочитайте текст Б.Л. Пастернака. С каким настроением вы закончили чтение этого отрывка? Какие выразительные средства речи способствуют созданию образа Родины в этом отрывке?
Вот весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности. И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасброд-ка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, кото-рых никогда нельзя предвидеть!
О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!
Сравните два текста: Ушинского и Пастернака. Что объединяет эти тексты и в чем различие? В каком из текстов звучит сильнее личностный мотив?
Какими выразительными средствами Пастернак расширяет образ России?
Найдите в тексте ключевые слова. Какой частью речи они являются?
Есть ли какая-нибудь особенность употребления имен существительных в этом тексте?
Подберите синоним к словам «сумасбродка», «шалая».
Какие слова придают отрывку разговорный, доверительный характер?
Найдите в тексте противопоставление. Почему здесь уместна антитеза?
С какой целью автор использует лексический повтор в последних предложени-ях?
Объясните постановку знаков препинания. Определите, совпадают ли паузы со знаками препинания. Какую роль в тексте играют восклицательные предложения? Какое настроение автора они передают?
Насыщение текста именами существительными может стать средством языко-вой изобразительности. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Текст не содержит ни одного глагола. Но это не мешает поэту передать динами-ку, движение жизни, ее ритм. Динамизм и движения передаются отглагольными су-ществительными нанизыванием однородных членов предложения в структуре одно-го предложения. Выразительными средствами речи имена существительные высту-пают в стихотворении А.Блока.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В этом стихотворении метафорическое использование имен существительных вызывает чувство безысходности в круговороте жизни.
Другую эмоциональную окраску, чувственно нежную придают существитель-ные другому стихотворению А.Блока.
Я и мир – снега, ручьи,
Солнце, песни, звезды, птицы –
Все подвластны, все – Твои!
У М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Листок» источником экспрессии служат существительные мужского и женского рода. Дубовый листок – молодая чинара. За этими образами стоят сложные человеческие взаимоотношения мужского и женско-го начал в жизни. Стихотворение приобретает иносказательное, символическое зву-чание. Дубовый листок и молодая чинара становятся ключевыми словами в тексте.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы,
Поют они песни про славу морской царь-девицы…
Имена существительные конкретизируют нашу речь, избавляют от многосло-вия: того, кто предан своему народу, родине, называют патриотом.
Задание
Помещенные ниже определения выразите одним словом, точно соответствую-щим данному понятию.
1. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества.
2. Тот, кто отрицает существование бога.
3. Человек, начинающий какое-либо важное дело.
4. Тот, кто несет знамя.
5. Человек, борющийся за что-либо.
6. Тот, кто беседует с кем-нибудь.
7. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.
8. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь.
9. Лицо, управляющее оркестром, хором.
10. Последователь каких-либо взглядов.
11. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь.
12. Человек, избегающий общения с другими людьми.
13. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома.
14. Участник восстания.
15. Писатель, создающий произведения для театра.
16. Тот, кто намечен для избрания, назначения или приема куда-либо.
17. Человек, способный на всякие нечестные поступки, мошенничество.
18. Человек, распространяющий ложные обвинения, позорящие других слухи.
19. Тот, кто льстит, угождает тем, от кого надеется получить личную выгоду.
20. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела.
21. Тот, кто заботится только о своем благополучии, о своих личных выгодах.
22. Человек, живущий за счет чужого труда, на чужой счет.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Термин «прилагательное» в старинных русских грамматиках появился лишь в начале 17 века. До этого имя прилагательное называлось «налагательным». Налага-тельное связано с греческим словом «эпитет» - буквенное приложение, то есть то, что «прилагается» к имени существительному.
Среди прилагательных, как и среди существительных, слова самой разной сти-листической, экспрессивной, эмоциональной окраски; слова, различающиеся сферой употребления и т.п. Очень богата синонимия имен прилагательных, с помощью ко-торой можно передавать самые тонкие оттенки значений, стилистической и эмоцио-нальной окраски.
Задания:
1. Какими оттенками значений различаются определения в следующих словосо-четаниях: а) медвежья берлога, б) медвежья лапа, в) медвежья шуба, г) медвежья по-ходка, д) медвежья услуга? Какие прилагательные используются в переносном зна-чении и несут экспрессивную окраску?
2. Образность речи достигается употреблением прилагательных в переносном значении. Их называют эпитетами – выразительными средствами речи, тропами от греческого «тропос» - «образ, поворот, оборот». Нейтрально окрашенные прилага-тельные тоже могут быть выразительными средствами речи с определенной синтак-сической конструкцией предложений, с определенной речевой организацией текста.
Найдите эпитеты в следующих предложениях.
1) Бескровные лица, угасшие глаза, усталые голоса – тусклая безучастность хо-лодного вечера осени…(М.Г.) 2) …на каждом лице он читал только тупое выраже-ние обыденной, пошлой скуки и довольства. Глупые глаза, глупые улыбки, резкие, глупые голоса, наглые движения – и ничего больше….И внимание его остановилось на одном бледном, немножко сонном, утомленном лице….Если та виноватая жен-щина, которая отравилась, называлась падшею, то для всех этих, которые плясали теперь под звуковую путаницу и говорили длинные и отвратительные фразы, трудно было подобрать подходящее название. (А.Ч.).
Какие прилагательные (эпитеты как выразительные средства речи) употребля-ются в переносном значении, эмоционально окрашенные, а какие из них нейтраль-ные, общеупотребительные?
3. Выпишите из стихотворения отдельно прилагательные - эпитеты, отдельно – простые определения.
И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, - пустынная змея
Из-под камней, резвяся, выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.
(М.Ю.Лермонтов)
В художественной речи чаще всего прилагательные выступают эпитетами с переносным значением, в качестве красочных определений, изобразительные, кра-сочные имена прилагательные, в отличие от нейтральных и постоянных, живо и на-глядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, ка-кими их видел писатель, создавая произведение. В.Маяковский часто использовал в своем творчестве прилагательные-неологизмы: «озноенный тротуар», «опожаренный песок», «Россия, взлетай развоздушенным флотом».
4. В стихотворении С. Есенина распределите по разрядам прилагательные (ка-чественные и относительные) и эпитеты (экспрессивно окрашенные, метафориче-ские и нейтральные, общеупотребительные). Какую роль играют прилагательные в художественном тексте?
Найдите в тексте метафоры.
Лебеды и не искать следа.
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа,
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Выучите стихотворение наизусть. Приготовьтесь к выразительному чтению.
МЕСТОИМЕНИЕ
В стилистическом отношении большинство местоимений являются нейтраль-ными словами. Лишь некоторые имеют разговорную или книжную стилистическую окраску (всяк, экий или сей, оный, некий).
Местоимения являются словами -заместителями, которые как «запасные игро-ки» или «дублеры» выходят на сцену, когда нужно заменить «основных игроков» И все же отдельные местоимения могут вносить дополнительную выразительность в художественный текст. Например, местоимения «ты» и «вы» несут художественную функцию, определяя близость или барьер между собеседниками. Недалекий, уни-женный персонаж какого-либо произведения вместо местоимения единственного числа «он», «она» может употреблять местоимение «они».
Задание
Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта». Найдите местоимения, определите их значение, стилистическую окраску. Какую ху-дожественную функцию выполняют местоимения в каждом конкретном случае?
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой,стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
(М.Ю.Лермонтов)
Домашнее задание:
Выучите наизусть стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова».
Прочитайте выразительно. Определите стилистическую функцию местоимений в этом стихотворении.
Термин «глагол» означает «речь», «слово», возник в старославянском языке как перевод с греческого. Глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Об экспрессивных возможностях глагола писали многие лингвисты, писатели. На-пример, А.Н. Толстой: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка, найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». А. Юсов считал глагол «самой огнепышущей и самой живой частью речи». По его мнению,» в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». Ю. Бондарев отмечал в глаголе его «действенный характер». Глагол во всем богатстве его семан-тики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного упот-ребления является неисчерпаемым источником экспрессии», - пишет в своей книге «Практическая стилистика современного русского языка» И.Б. Голуб. «Главное дос-тоинство глагола,- по мнению отечественного лингвиста А.М. Пешковского, - спо-собность управлять; выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и по-следовательно зависящих друг от друга слов и предложений». Замечательный мате-риал о глаголе как выразительном средстве подобран Е.В. Любичевой и Н.Г.Ольховик в книге «Посредством слова творю я мир».
Богата глагольная синонимия. Многие глаголы – синонимы отличаются стили-стической характеристикой. Глаголы с приставками, заканчивающиеся на –з, -с ста-рославянские по происхождению, имеют книжный характер, носят оттенок торжест-венности, приподнятости стиля. Особую роль в художественном произведении мо-жет выполнять синонимия глагольных форм: видов, времен, наклонений, личных форм и др. Например, глаголы однократного и многократного действия имеют раз-говорный оттенок. Дополнительную экспрессию вносит употребление форм одного лица глагола в значении другого. Употребление второго лица вместо первого прида-ет высказыванию обобщающее значение. Многочисленны случаи использования в художественной речи форм одного времени вместо другого.
Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюмо-ронов и др. Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит; весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что их метафорическая иноска-зательность уже не ощущается. Богатыми метафорическими возможностями облада-ет и инфинитив. Его экспрессия связана с тем, что, давая минимальную грамматиче-скую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, на-зывает действие как отвлеченное понятие. Придает высказыванию оттенок обоб-щенности и «всеохватности» во времени. Например:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой.
(Д.Н.Толстой)
Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отли-чает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные.
Задание
Сравните два текста, описательный и повествовательный.
1. Мы ехали на своей лодочке; впереди нас сетью на небе были сережки, цветы неодетых деревьев: сережки ольхи, желтые цыплятки ранней ивы и еще разные бу-тоны и крупные, полураскрытые почки черемухи. Как грациозны и как стыдливы эти веточки неодетых деревьев, кажется, лучше застенчивых девушек!
В неодетом лесу при запоздалой весне все было видно насквозь: гнезда разных птиц, видны сами поющие птицы, соловьи с булькающими горлышками, зяблики, певчие дрозды, лесные голуби. И кукушка на виду куковала, и тетерев ходил, токуя, по суку, бормотал.
Хмель местами вовсе обвил ольху и черемуху, и одна зеленая ветвь, пробиваясь из-под хмеля, старого, прошлогоднего, была похожа на Лаокоона, обвитого змеями (М.Пришв.). (Лаокоон -троянский жрец, задушенный змеями за попытку спасти Трою.)
2. Осень, осень – свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны, - в белых гривах мелькают, точно змеи, черные ленты водорослей, и воздух насыщен влажной, соленой пылью.
Сердито гудят прибрежные камни; сухой шорох деревьев тревожен, они качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли и бежать в горы, одетые тяжелой шубой темных облаков.
Над морем облака изорваны в клочья и мчатся к земле, обнажая бездонные си-ние пропасти, где беспокойно горит осеннее солнце. Тени скользят по изрытому мо-рю; на земле ветер прижимает тучи к бокам гор, тучи устало ползут вверх и вниз, за-бились в ущелья и дымно курятся там.
Все вокруг нахмурено, спорит друг с другом, сердито отемняется и холодно блестит, ослепляя глаза; по узкой дороге, прикрытой с моря грядою заласканных волнами камней, бегут, гонясь друг за другом, листья платанов, черного клена, дуба, алычи. Плеск, шорох, свист – все скипелось в один непрерывный звук, его слуша-ешь, как песню, равномерные удары волн о камни звучат, точно рифмы. (М. Горький)
Поищем ключевые слова в текстах и убедимся, что в первом, описательном ва-рианте, выразительными средствами речи в качестве тропов выступают прилага-тельные как общеупотребительные или метафорические признаки предметов. В оли-цетворении природы в первом тексте участвуют прилагательные, во втором – глаго-лы. В первом тексте спокойная статичность природы в ожидании перемен, во втором – динамика действия, природа показана в стремительном движении. Выразительным средством речи, олицетворением природы выступают глаголы и отглагольные фор-мы. (В рассказе М.Горького мы видим, как в живописании природы участвует фо-нетика. Обилие шипящих и свистящих звуков позволяет читателю слышать взволно-ванность природы.)
Задания:
1. Выразительным средством речи может быть словесная игра личными и без-личными глаголами. Найдите в следующих предложениях глаголы личные и безлич-ные.
1) Подводить товарищей не годится. 2) Такое отношение к товарищам не годит-ся. 3) Стоит эта вещь недорого. 4) Эту вещь стоит купить. 5) Лошадь везет воз дров. 6) Ему везет на экзаменах. 7) К походу следует заранее подготовиться. 8) Самолет следует по маршруту Москва – Владивосток. 9) Печенье на этот раз не удалось. 10) Встретиться нам больше не удалось. 11) Было о чем подумать. 12) Было у нас такое решение. 13) Шоссе было совершенно безлюдно. 14) На шоссе было совершенно безлюдно. 15) Бывало грустно им, а скучно не бывало. 16) Его вырвало из сиденья и подбросило в воздух, а потом тошнота …и вырвало. 17) Из полей тянуло гречишным медом, а меня тянуло в поля.
2. Выразительно прочитайте стихотворение А. Блока «Превратила все в шутку сначала». Какие чувства вызывает стихотворение? Какими выразительными средст-вами речи это достигается? Выделите ключевые слова. Какой частью речи они явля-ются? Какой художественный эффект достигается использованием большого коли-чества глаголов? Какой глагол свидетельствует о том, что у лирического героя нет возврата к прошлому? В прямом или переносном значении употреблены глагольные формы?
Назовите сочетания звуков, которые настойчиво повторяются в этом стихотво-рении. С какой целью их использует поэт? Для чего употребляет прием незакончен-ности, открытую синтаксическую структуру? Прочитайте последнее предложение. В чем особенность его интонации? Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. Определите художественную функцию вопроса. С какой целью автор использует лексический повтор в этом предложении? Найдите в тексте тропы. Опре-делите их значение. Прочитайте стихотворение выразительно.
Превратила все в шутку сначала,
Поняла – принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно все позабыв.
Вдруг припомнила все – зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась,
И, должно быть, навеки ушла…
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело своё –
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое.
Очень важно обладать культурой речи в повседневном общении. Есть глаго-лы, употребление которых в речи требует определенных знаний. Есть так называе-мые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм. К ним относятся глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу. Попытайтесь проговорить в первом лице глаголы колоситься, отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться. Или, например, употребить в первом лице глаголы, не имеющие формы первого лица по причинам фонетическим: за-тмить,ощутить,очутиться,дудеть,ерундить,убедить,чудить,победить.
Формы первого лица таких глаголов используют в своих текстах юмористы. Есть изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы. Как выразительное средство речи используются омофонами с одинаково звучащими, но имеющими раз-ное лексическое значение словами. Сравните глагольные пары: полощу - полоскаю; колышет-колыхает; кудахчет – кудахтает; машет - махает; плещет - плескает; рыщет-рыскает. В каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором- разговор-ная. (Идет седая чародейка, косматым машет рукавом (Г.Р. Державин). Лошадь ма-хает хвостом (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Задания:
1. Выберите правильный вариант употребления глагола в литературной речи.
Махать – махаю, машу; умертвить – умертвлю, умерщвлю; роптать – ропщу, ропчу; чтить – чтят, чтут; выздороветь – выздоровеют, выздоровят; плескать – пле-щет, плескает; полоскать – полощет, полоскает; опротиветь – опротивеют, опроти-вят; опостылеть – опостылеют, опостылят; сыпать – сыпет, сыплет; щипать – щипет, щиплет.
2. Образуйте форму прошедшего времени от данных глаголов. Выберите пра-вильный вариант. Используя справочники, выясните, какие из этих форм употреби-тельны в книжной речи.
Промокнуть (с ударением на второй слог) - промокнул, промок; промокнуть (с ударением на последний слог) - промокнул, промок; замерзнуть - замерз, замерзнул; умолкнуть - умолк, умолкнул; погаснуть - погас, погаснул; высохнуть – высох, вы-сохнул; чахнуть - чах, чахнул; виснуть - вис, виснул.
3. Выберите правильный вариант употребления глагола в заданном тексте.
Пни в запущенном лесу (иструхлявели, иструхлявили). На юге реки в засуху (обезводели, обезводили). В боях противник (обессилел, обессилил). Раненый боец (обескровил, обескровел). Сад нынешним летом (обесплодил, обесплодел). Крестья-нина (обезземелили, обезземелели). Водоем возле стройки (обезрыбил, обезрыбел). Яблоко день ото дня (червивело, червивило). Палач преступника (обезглавил, обез-главел). Юноша от страха (обезумел, обезумил).
ПРИЧАСТИЕ
Термин «причастие» старославянского происхождения. В старославянский язык слово вошло через латинский как буквальный перевод – «участвующий». Значение связано с тем, что причастие по своим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
Причастия имеют оттенок книжности, употребляются, как правило, в письмен-ной речи. Многие из причастий имеют стилистический оттенок торжественности. Причастие может использоваться как выразительное средство речи.
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в ко-тором дается описание дуба. С каким настроением вы читали отрывок? Какая карти-на рисуется в вашем воображении? Найдите в этом фрагменте ключевые слова. Как вы понимаете словосочетание «презрительный урод»? Что этим хотел подчеркнуть писатель? Найдите в тексте причастия. Какие из них употреблены в переносном значении? Какой художественный эффект достигается повторением причастия «об-ломанными»? Определите его лексическое значение. Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильную интонацию.
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, за-росшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично расто-пыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
2. Определите выразительную роль причастий в стихотворении А. Блока.
Какие еще отглагольные формы употребляются в тексте стихотворения? В пря-мом или переносном значении?
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, угасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнуло в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
3. В следующем тексте рисуется картина шторма, мощь корабля, поражающие автора мужество и отвага капитана. Почему автор рассказа А.С.Грин пишет о неис-товстве шторма не прилагательными, а причастиями? Чем достигается выразитель-ность речи, образность?
…Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим напол-нившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымаю-щийся на гребень морского вала. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздухе. Паруса, туманно ви-димые из-за бакборта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой на-зад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а, затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет об-реченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Богатство костюма выказывало в нем капитана…
Прочитайте выразительно текст с нужной интонацией. Объясните расстановку знаков препинания.
4. В стихотворении К.Д. Бальмонта «Вопль ветру» причастия и прилагательные с художественным приемом параллелизма обеспечивают структурную связность текста, рисуют фантастическую вездесущность стихии ветра и выражают созвучие душевного настроя лирического героя этой стихии.
Суровый ветр страны моей родной,
Гудящий ветр средь сосен многозвонный,
Поющий ветр меж пропастей бездонных,
Летящий ветр безбрежности степной.
Хранитель верб свирельною весной,
Внушитель снов в тоске ночей бессонных,
Сказитель дум и песен похоронных,
Шуршащий ветр, услышь меня, я твой…
Прочитайте текст выразительно. Объясните расстановку знаков препинания. Найдите выразительные средства речи и определите их художественную функцию.
В.И. Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастиям: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В причастиях заложе-ны признаки и глаголов и прилагательных. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее. М.В.Ломоносов обратил внимание на то, что «Сии глагольные имена служат к сокращению челове-ческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Картины природы, портрет-ные характеристики, внутренние переживания героев литературных произведений часто передаются писателями с помощью причастий. Там, где нужны пафос, обличи-тельность, торжественность, мы всегда встретим причастия. В поэме «Василий Тер-кин» А.Твардовский использует причастия в функции существительных и создает деятельный героический образ русского народа.
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
Но в обычной разговорной речи причастия редки. Мы заменяем их придаточ-ными предложениями. Сложным является образование причастий. Оно зависит от грамматических показателей глагола. В небольшом отрывке из произведения В. Бе-лова мы можем найти все четыре формы причастий: «Горький отрадный дым от ко-стров тут и там таял в ясном неощущаемом воздухе… Стая прилетевших из леса и готовящихся в путь скворцов опустилась в поле…Белая колокольня развороченной церкви явственно выделялась на спокойном, по-осеннему кротком небе».
Но если в неопределенной форме глагола ударение падает на -ать (-ять) и при образовании причастия оно не перемещается на другой слог, то от таких глаголов нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени. Глаголы решать, бросать, получать, определять, составлять, объяснять, применять и др. таких причастий не образуют. И приставочные глаголы с суффиксом -ива,(-ыва) страда-тельных причастий прошедшего времени не образуют.
Непереходные глаголы не имеют страдательных причастий, а глаголы совер-шенного вида, естественно, не могут иметь причастий настоящего времени. Итак, количество причастий зависит от того, переходный или непереходный глагол, со-вершенного или несовершенного вида, а также от ударности или неударности глас-ного основы неопределенной формы.
Задания:
1. Проанализируйте предложения. Исправьте имеющиеся ошибки в употребле-нии причастий в речи.
1) Подружившиеся за лето ребята не хотели расставаться. 2) Во дворе бегают играющиеся дети. 3) Из окна я вижу березу с осыпающимися листьями. 4) Люди, по-любившие музыку, не разлюбят её никогда. 5) Из этих сочетающих букв создано на-звание нашей фирмы. 6) Нас не пугают встречающие на пути трудности. 7) Самое мое труднопорождающее дитя – роль Дарьи. (Из речи актрисы). 8) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами. 9) Мы встретили много народу, гуляе-мого в парке. 10) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 11) Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служе-нию ему.
2. Ответьте на вопросы:
1) Когда в употреблении причастных оборотов смешиваются действительные и страдательные причастия. 2) Когда неправильно употребляется причастный оборот вместо придаточного определительного предложения? 3) Найдите предложение, в котором причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к оп-ределяемому слову.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Термин «деепричастие» ввел в оборот автор первой русской грамматики Меле-тий Смотрицкий. Слово образовано путем сращения частицы «дее» (от глагола «де-ять» - «делать») и существительного «причастие». Деепричастия остаются преиму-щественно книжными словами и употребляются в основном в письменной речи. Не-которые деепричастия имеют разговорный характер, например, деепричастие с суф-фиксом –вши («Снявши голову по волосам не плачут».) Подобные деепричастия часто встречаются в русском народном творчестве. В художественной литературе употребляются для передачи колорита народной речи (глядючи, едучи, гуляючи). Для деепричастия наиболее типичны метафора, антитеза, градация, оксюморон. Час-тотность деепричастий в книжной речи обусловлена спецификой их форм, позво-ляющих обозначить не главное, а второстепенное действие, показать последователь-ность совершения нескольких действий, передать одновременно значение и дейст-вия, и обстоятельства, обозначить действие без указания на конкретное время и ли-цо. Такие качества деепричастий способствуют активизации этой формы в научной, официально-деловой и художественной речи. Несомненное достоинство дееприча-стий - краткость и лаконичность.
Вариантные формы деепричастий связаны с употреблением современных и устаревших форм. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине или в конце предложения. В предложении является обособленным обстоятельством. Дее-причастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью и широ-ко используются в языке художественной литературы.
В употреблении деепричастий встречаются ошибки двух категорий:
1. Построение деепричастного оборота в безличном предложении не всегда возможно. Если это пытаются сделать, возникает ошибка, например: У него (Печо-рина) нет друзей, так как, видя недостатки людей, ему становится неинтересно с ни-ми общаться.
В данном случае деепричастный оборот должен быть заменен придаточным предложением со значением времени.
2. Недопустимо построение деепричастного оборота, если действия, называе-мые деепричастием и глаголом-сказуемым, совершаются разными лицами или пред-метами, например: Выйдя из цирка, деньги в их руках превратились в фантики. (Имеется в виду сеанс черной магии Воланда из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Задания:
1. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; от-редактируйте и запишите предложения.
1) В соревнованиях на первенство по шахматам Спасский, встречаясь с гросс-мейстером Таймановым, одержал блестящую победу. 2) Употребление этих выраже-ний и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллю-страций образцы художественной литературы. 3) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 4) От науки требуются та-кие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 5) Про-читав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней пра-вильно. 6) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 7) Пользуясь, логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко. 8) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 9) Он ушел, выполнив домашнее задание и когда кончил лич-ные дела. 10) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, заце-пившись за что-то и споткнувшись, упал.
2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.
1) Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2) Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3) Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4) После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5) Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он потчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6) Старик-перевозчик дремал, наклоня-ясь над веслами. 7) Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8) Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперед прохо-дили заказчики. 9) Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно занимать-ся. 10) Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
Выводы:
1) Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выражен-ное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Например: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
2) Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: Подходя к лесу, мне стало холодно.
3) Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выра-жено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженно-го сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпада-ют, например: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах других городов.
4) Нагромождение деепричастий создает неблагозвучие.
Укажите, в каком из предложений замена невозможна, потому что главное предложение безличное.
В каком предложении невозможна замена, так как в главном и придаточном предложении разные подлежащие?
В каком предложении невозможна замена, потому что деепричастие указывает на образ действия?
В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть этого слова. И знаем те-перь, что означает первая часть слова. Обратившись к словарю, мы тоже увидим, что термин деепричастие возник в 17-м веке и состоит из двух частей (Дее+причастие) и объясняется как причастность к действию. Мы убедились, что эта форма глагола обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим при-знакам эта форма похожа на наречия, так как не изменяется. В некоторых граммати-ках деепричастие называют отглагольным наречием. Например, в стихотворении Э. Асадова «Лес» есть такое четверостишие:
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живо-писную картину «действий» маслят в дополнение к основному действию, выражен-ному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, до-полняют его другими действиями. Одинаковы ли деепричастия? У Л. Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем непростая,
Совсем непростая планета моя.
В этом стихотворении деепричастия и прилагательные создают как вырази-тельное средство речи фигуру – парономасию. Выразительным средством речи ста-новятся омофоны, которые образуются из разных деепричастий, созвучных, но обра-зованных от разных глаголов: таять, таить, вырастать.
Задание
Найдите в следующих отрывках из стихотворений деепричастия, определите их значение и художественную роль.
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
(Ф.И.Тютчев)
Зеленому лугу взывая, внимая,
Иду по шуршащей листве.
И месяц холодный стоит, не сгорая,
Зеленым серпом в синеве.
(А.А.Блок)
Грустя и плача и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.
(А.А.Блок)
НАРЕЧИЕ
Слово «наречие» уже было в древнерусском языке. Его значение как части ре-чи было отражено в словаре И.И.Срезневского. С этимологической точки зрения интересен корень речь-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные зна-чения, одно из значений – название части речи «глагол».Это значение и сохраняется в корне речь-, входящем в слово «наречие» И связь между глаголом и наречием са-мая непосредственная. Древние ученые главное содержание наречия видели в том,что оно должно быть при глаголе или «накладываться» на глагол. Лингвист А.М.Пешковский пишет: «Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, уме-ло, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как и в глаголе и в прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, а в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал…Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! бле-стяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относиться к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самым людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем». Главная особенность наречия – признак действия, как главная особен-ность прилагательных указывать на признак предмета.
Задание
Найдите ключевые слова в стихотворении Э.Куклиной. На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? Как образованы данные наре-чия? От каких прилагательных образуются эти наречия? К какому разряду они при-надлежат?
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: »Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Среди наречий встречаются слова различной стилистической и экспрессивной окраски. Многие наречия образованы от знаменательных слов. При этом они, как правило, сохраняют стилистическую и экспрессивную характеристику производяще-го слова.
Наречия могут принадлежать книжному стилю речи, просторечью, нейтральной лексике и др. Наречия, образованные от прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, также сохраняют этот оттенок и разговорную стили-стическую окрашенность. Формы превосходной степени наречий на –ейше (-айше) носят книжный, торжественный характер. Наречия могут использоваться как выра-зительные средства речи, создавать фигуры и тропы. Наиболее типичными для наре-чия средствами выразительности являются метафора, эпитет, антитеза, градация, ок-сюморон, каламбур и др.
Задания:
1. Выразительно прочитайте предложения. Назовите наречия, выпишите их со словами, к которым они относятся. Выделите наречия, которые выполняют экспрес-сивную функцию.
1) Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже – совсем по-детски залился озорно и тоненько. (А. Фаде-ев). 2) А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. (Крылов) 3) С волками жить – по-волчьи выть. (Пословица). 4) Несуразный какой-то: все у него шиворот-навыворот. (Бианки) 5) Пока мы советовались, не уйти ли нам от тучи подобру-поздорову в город, ухо-дить сделалось уже поздно. (В. Инб.) 6) Вот и певчий дрозд – поет так хорошо, но поет он один-одинёшенек. (Пришвин) 7) И вот они встретились один на один. (С.Щ.) 8) Как же их расколоть, когда в Испании они работают рука об руку? (Эренб.) 9. Це-лый день он не давал покоя старой бабке, до смерти не любившей табачного дыма. (Шол.) 10) Еду к одному помещику, который нанял меня заглаза. 11) Вошел с класс-ным журналом подмышкой высокий блондин в поношенном сюртуке. 12) Враг был разбит наголову. 13) Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага; при-ятно зреть, как он, упрямо склонив бодливые рога, невольно в зеркало глядится и уз-навать себя стыдится; приятней, если он, друзья, завоет сдуру: это я! Еще приятнее в молчанье ему готовить честный гроб и тихо целить в бледный лоб на благородном расстоянье; но отослать его к отцам едва ль приятно будет вам. (А.С. Пушкин) 14) Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед; на красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед, скользит и падает. (А. Пушкин) 15) Сурово метелица выла и снегом кидала в окно, невесело солнце всхо-дило; в то утро свидетелем было печальной картины оно. (Н. Некрасов) 16) …Как весело и грустно в пустом лесу меж черными ветвями, меж золотыми листьями берез синеет наше ласковое небо. (И. Бунин) 17) Жизни лучшие мгновенья – сердца жар-кого мечты, роковые впечатленья зла, добра и красоты; все, что близко, что далеко, все, что грустно и смешно, все, что спит в душе глубоко, в этот миг озарено.
2. Прочитайте дома сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Найдите в тексте все известные вам выразитель-ные средства речи. Выпишите из текста экспрессивно окрашенные наречия. Объяс-ните, какую роль они играют в художественном тексте.
3. Составьте и запишите предложения с наречиями, фразеологическими оборо-тами, в состав которых входят слова – синонимы и слова – антонимы: вкривь и вкось; целиком и полностью; из огня да в полымя; с больной головы на здоровую; взад и вперед; не на жизнь, а на смерть; рано или поздно; черным по белому; вдоль и поперек; с минуты на минуту; время от времени; от зари до зари; с глазу на глаз; на веки вечные.
4. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложе-ниях.
1) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (В. Кат.)
2) Швейцар решил идти не спеша. (К. Пауст.)
3) Они сели на скамью и долго сидели молча.
4) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
5) Мать встала и не торопясь вышла.
6) Он бежал сломя голову.
7) Он работал спустя рукава.
Управление делами президента (УДП) признало факт срыва сроков масштабного строительства судебного квартала в Санкт-Петербурге с резиденцией Верховного суда (ВС) и Дворцом танцев Бориса Эйфмана. Ведомство за два года не смогло освоить выделенные из бюджета 22 млрд руб. и перекинуло их на 2021 год, когда по планам ВС должен был переехать в Петербург. Пробуксовку обостряет конфликт между структурами УДП, ответственными за крупнейшую стройку: ФГБУ «Управление заказчика объектов в СЗФО» предъявило подрядчику ФГУП РСУ претензию о неустойке почти на 15 млрд руб., что составляет почти половину стоимости всего госконтракта (35,743 млрд руб.).
В минувшую пятницу ФГБУ «Управление заказчика строительства и реконструкции объектов в СЗФО» (УЗС) УДП (заказчик судебного квартала) опубликовало в Единой информационной системе госзакупок данные об изменении и исполнении госконтракта с генподрядчиком - ФГУП «Ремонтно-строительное управление» (РСУ) УДП. 21 сентября обе структуры заключили 13-е по счету дополнительное соглашение к госконтракту, сократив предусмотренное на 2018 год финансирование стройки на 11,6 млрд руб. (с 13,4 млрд до 1,8 млрд руб.). Аналогичным образом, напомним, в 2017 году запланированное освоение 12,9 млрд руб. было сокращено до 330 млн руб. В карточке контракта говорится, что из выделенных на крупнейший кремлевский строительный проект 35,734 млрд руб. профинансировано на данный момент всего 2 млрд руб., включая аванс 1,072 млрд руб. в 2016 году и 330 млн руб. в 2017 году.
Напомним, УДП в 2016 году обязалось построить за четыре года два административных здания (для ВС и судебного департамента), Дворец танцев Бориса Эйфмана, четыре жилых дома на 600 квартир с паркингом для судей и сотрудников аппарата ВС и инженерно-технический блок, начало стройки было запланировано на 2017 год, ввод комплекса в эксплуатацию - на 2020-й. Между тем участок в историческом центре на берегу Невы, рядом со стрелкой Васильевского острова и Петропавловской крепостью, с 2012 года продолжает оставаться гигантским пустырем. По данным ФАИП на 1 сентября, за два года на площадке лишь частично произведена «отрывка пионерских котлованов»: для автостоянки (на 40%) и жилого комплекса (на 70%). При этом в 2018 году на стройке освоено всего 472,9 млн руб.
Тем же дополнительным соглашением заказчик и подрядчик УДП перекинули неосвоенные 22,3 млрд руб. на 2021 год - последний из четырехлетнего цикла стройки. Поскольку речь идет о 62% объема контракта, завершение стройки и, соответственно, переезд Верховного суда произойдут намного позже.
Интригу обостряют впервые опубликованные в ЕИС претензии заказчика к подрядчику судебного квартала. Как выяснилось, еще в декабре 2017 года УЗС потребовало от РСУ заплатить неустойку на сумму 14,66 млрд руб. за 228 дней просрочки работ подготовительного периода стройки и наверстать упущенные сроки. В случае невыполнения требования и. о. директора ФГБУ УЗС Михаил Осипов предупреждал о принятии мер вплоть до расторжения контракта. Эта претензия, однако, удовлетворена не была, следует из сведений об исполнении контракта, однако иск в арбитражный суд заказчик подавать не стал. При этом сразу после предъявления претензии заказчик и подрядчик подписали соглашение об увеличении объема аванса по этому контракту с 3% до 30%: в нем говорилось, что заказчик «вправе» доплатить в 2018 году аванс подрядчику на сумму 9 млрд руб.
Между тем этот аванс перечислен строителям не был и стройка продолжала буксовать, в результате господин Осипов и его начальник - глава управления капстроительства УДП Олег Перлин в конце лета этого года покинули свои посты. Отметим, что подрядчик ФГУП РСУ подчиняется другому - эксплуатационному - управлению УДП, руководство ФГУПа и этого управления не менялось. Новым главой УЗС назначен Дмитрий Королев (ранее руководил инвестиционно-строительной компанией «Родина»). После отставки господина Перлина он 31 августа направил директору РСУ Вячеславу Гостеву повторную претензию. В ней говорится о просрочке отдельных видов работ максимум на 283 дня и предлагается в течение месяца уплатить неустойку уже в 179,9 млн руб. (этот срок истекает на следующей неделе). Новое руководство УЗС также предупреждает подрядчика о необходимости устранить нарушение графика под угрозой расторжения контракта. Впрочем, из документа следует, что заказчик передал подрядчику строительную площадку лишь в июле 2017 года.
Пресс-секретарь УДП Елена Крылова вчера не ответила на звонки и запрос “Ъ”, с чем связано отставание от графика строительства, какие меры в связи с этим принимаются и кто является субподрядчиком стройки. Напомним, в 2017 году ФАС признала незаконными два проведенных УДП тендера по выбору субподрядчиков и потребовала провести его повторно. Но УДП внесло в госконтракт изменения о секретности стройки, что позволяет ведомству не обнародовать конкурсные процедуры по этому контракту. Между тем РСУ лишь формально выступает генподрядчиком практически всех строек УДП: в портфеле этого ФГУПа, по данным «Картотеки.ру» и ЕИС, с 2015 года находится 193 госконтракта на сумму более 50 млрд руб. и 224 договора в рамках закона о закупках госкомпаний на сумму более 10 млрд руб. При этом выручка РСУ в 2017 году составила 5,9 млрд руб., а прибыль всего 373 млн руб.
Глава юрфирмы «Системный ресурс» (специализируется на правовом сопровождении госзакупок) Алексей Ножкин отмечает, что дополнительные соглашения к контракту об изменении условий авансирования не соответствуют закону о госзакупках. Закон не позволяет увеличивать предусмотренную контрактом сумму аванса, но и запрещает заказчику его не выплачивать, поясняет эксперт. Но поскольку работы в 2018 году не были проавансированы, это привело, по его мнению, к их пробуксовке, поскольку ФГУПу, не имеющему оборотных средств, пришлось бы брать кредит. Не исключено, что заказчик и подрядчик не договорились о выборе субподрядчика, которому они готовы доверить эту крупнейшую стройку, отмечает эксперт.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Фразеологизмы придают речи выразительность, создают комический эффект, дают дополнительную языковую характеристику, создают яркий стилистический эффект
Р.фразеология содержит богатейшие средства речевой выразительности, придает речи экспрессию, национальный колорит. Фраз единицы обладают различной степенью экспрессии (нейтральные железная дорога, сахарная пудра, мягкий знак, белый груб) Фразеологизмы с книжной окраской: почивать на лаврах, ахиллесова пята, дамоклов меч, иметь место ,. Разговорные: из рук вон, глухая тетеря, хоть глаз выколи, водить за нос, была не была, душа в душу . Фразеология функционально окрашенная: Научный стиль: прибавочная стоимость, щитовидная железа, сила тока, принять во внимание, резюмируя сказанное, оставить след . Официально - деловая фразеология: очная ставка, регистрационный номер, подать в отставку, понести наказание, возложить на…, возыметь действие . Публицистическая фразеология: гражданский долг, по большому счету, пролить свет, на мировой арене, греть руки, с легкой руки, правительственный кризис , Устойчивые словосочетания нередко превращаются в штампы. Ледовые бойцы (хоккеисты), белое золото (хлопок), голубое топливо (газ) . Поэтические фразеологизмы: узы дружбы, воздушный замок, рыцарь без страха и упрека . В экспрессивно - эмоциональном стили фразеологизмы могут быть представлены как группы со своеобразной стилевой окраской: высокие, торжественные: из глубины веков, на поле брани, святая святых, сыны отечества . Неодобрительные: пороть горячку, мелко плаваешь, из пальца высосать . Иронические плакать в жилетку, тишь да глать . Шутливые: кормить завтраками, тютелька в тютельку , Грубые: в хвост и в гриву, с жиру беситься . Стилистически окрашенные фраз. Единицы широко используются и в письменной и в устной речи и во всех функциональных стилях. В научном и официально деловом запрещены экспрессивно окрашенные фразеологизмы и просторечные фразеологизмы. Экспрессивно- окрашенные фраз распространены в разговорной речи и в худ. публицистической. Особенность использования фразеологии в худ. Литературе и публицистике являются разного рода преобразование фраз единиц, образное из обыгрывание. Нередки случаи трансформации фразеологизмов, крылатых выражений и в газетной речи: Вывести грязную войну на чистую воду. А виновные умывают с мылом руки. С вами пива не сваришь .
Морфологические средства стилистики
Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, в центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками. Морфологические средства дают функциональные окраски, связанные с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорном или деловом стиле. Морфологические средства являются употребительными во всех стилях, жанрах и формах речи. Существительные: могут носить функционально стилистическую окраску в официальной: лаборант Иванова, в разговор- лаборантка Иванова. Неодинакова употребительность сущ того или иного граммат рода в разных функциональных стилях. Научная речь- абстрактные сущ сред рода. Разнообразно представлены стилистические возможности категории РОДА (муж, жен, ср) в Худ лит-ре. Категория ЧИСЛА также обладает определенными стилистическими возможностями: множ число отвлеченных терминов- функциональная окраска научной и профессиональной речи (стоимости, минимумы) разговорности(холода, морозы, времена) экспрессия (смертям) ПАЖЕД стакан чая, стакан чаю. Прилагательное: полные и краткие, степень сравнения. Полные и краткие прилагат когда выступают в роли сказуемого: Человек весел. Краткая форма стилистическая окраска в научной речи: Газ легок, белки сложны. Краткие формы сравнительно с полными осмысляются как более книжные. Степени сравнения прилагательных. Простая более нейтральна, а сложная отличается книжностью: холоднее - более холодный. Префикс по- разговорная речь- покрепче, посолидней. Сложная форма превосходной степени - более употребительна, нейтральна: самый глубокий, а простая форма- книжная: глубочайший. Экспрессия - префиксальные образования - предобрейший. Гиперболизированные - яснее ясного - разговорность. Публицистическая и научная речь с наречием наиболее - наиболее ответственный. Местоимения: Экспрессивно-стилистические функции личных местоимений (наш, мы)- передача единства с говорящим, противопоставление мы-вы. Употребление глагола я при глаголе-сказуемом ведет к подчеркиванию личности говорящего, поятому чтобы избежать нескромность Я опускают.Я придает высказыванию категоричный характер. Разные местоимения неодинаково употребительны в различных речевых разновидностях. В разговорной и худ речи высокочастотны личные местоимения, а в научной Ты и Вы почти не используются. Я заменяется на авторское Мы. В официально деловом стиле Я, Мы, Ты, Вы - совершенно отсутствуют. Глагол - одно из главных средств выражения динамики. Повелительное наклонение почти не известно научной и официально - деловой речи, зато широко употребительны в разговорной, художественной и публицистической. Личные формы глаголов. 2-е лицо, Ты - входишь, 3-е лицо - Вам говорят. Случаи употребления форм лица хар-ся не только смысловым, но и экспрессивны - эмоциональными оттенками. Время: настоящее время - разговор. Прошедшее - художественная проза. Наклонение: изъявительное, повелительное. Вид: совершенное, несовершенное. Причастия и деепричастия: оттенок книжности. Страдательные (несомый), действительные (загорелый).