А стоит ли учиться на отлично? Стоит ли вообще учиться в вузе? Надо ли хорошо учиться.
Полезная информация о пользе учебы и необходимости знаний для школьников.
Этот вопрос ты наверняка часто задаешь себе. Ну правда же, если подумать, зачем тебе знать формулу расчета потенциальной энергии или историю Столетней войны? Вряд ли это поможет в повседневной жизни! А между тем в школу ходить нужно. Зачем?
Причины у каждого свои. Так, одних толкают на получение знаний родители — попробуй не ответить у доски, когда родители требуют пятерок, а за четверки нещадно ругают! Другие ходят в школу потому, что так делают все. Третьи любят общаться с одноклассниками — если в школе есть друзья, почему бы не ходить туда?
Есть такие учащиеся, которые любят сам процесс обучения. Есть и те, которые...
В общем, продолжать можно бесконечно. Спроси у любого своего одноклассника, зачем он ходит в школу, и дополни этот список — так, статистики ради.
❧ Самый высокий уровень IQ был зафиксирован у американской писательницы и журналистки Мэрилин вое Савант. Он составил 228 единиц. У Эйнштейна этот показатель был меньше — 200 единиц. Первый тест Мэрилин вос Савант проходила в возрасте 10 лет. Может, результаты твоего теста окажутся еще выше?
И все же учимся мы для того, чтобы получить необходимые знания, которые в будущем пригодятся в жизни. Именно в жизни, а не для оценок! Как показывает опыт, если ты учишься, чтобы получать пятерки, но при этом зубришь, не вникая в материал, толку от этого никакого. Только время зря потеряешь. Если такой учебы требуют родители, это означает, что они не понимают, каково учиться в современной школе. Некоторые считают, что если пытаться запомнить такой объем информации, который дают в школе, легко закончить свою жизнь в сумасшедшем доме. «Тут скорее умом тронешься, — говорят они, — чем станешь умным...»
Мама мечтала, чтобы Оля была отличницей по всем предметам. Оля ненавидела ходить в школу — каждая контрольная для нее была настоящим кошмаром, потому что она знала: получишь четверку, домой лучше не возвращаться. Будучи девочкой умной, Олечка все же смогла окончить школу с медалью и поступить в университет на филологический факультет. Правда, проучившись год, она вдруг поняла, что филология — мечта ее мамы, а самой ей больше нравится заниматься музыкой. Маме пришлось смириться, что дочь бросила университет и пошла в музыкальную школу. Потому что пианистка из Олечки вышла талантливая, а главное — Оля нашла занятие, которым ей нравится заниматься.
❧ Как запомнить большой объем информации?
Попробуй воспользоваться мнемоническими правилами вроде этого: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Считалку не хуже можешь придумать и ты, это довольно легко. Сочиняй сказки по теоремам, вычисляй среднее арифметическое из исторических дат, придумывай комиксы... Подойдет что угодно — главное, чтобы это помогло тебе запомнить информацию. И поинтересуйся у родителей: может, они подкинут тебе пару интересных идей.
Как видишь, родители часто хотят от нас чего-то, а мы обманываем их ожидания. Почему? Потому что мы другие. У нас свои желания, которые не всегда совпадают с мечтами мамы или папы. Поэтому выбери то, чем нравится заниматься тебе, а не твоим родителям. По крайней мере для начала подумай, что тебе ближе — гуманитарные науки, естественные, а то и вовсе математика и логика. Реши, какой у тебя любимый предмет: русский язык, химия, рисование, география... В общем, определись, если ты превосходная гимнастка, но при этом не любишь физику, значит, запишись в спортивную школу и не мучай себя походами к репетитору по физике. Объясни папе, что поступать на физический факультет, где он мечтал учиться, ты не хочешь — у тебя свои интересы и своя жизнь. Подумай о том, куда желаешь поступить, и выясни, какие тебе для этого нужны предметы. На них и сконцентрируй все свое внимание. Знания, полученные на этих уроках, тебе очень пригодятся.
Итак, ты выбрала из огромного перечня школьных предметов те, которые будут тебе нужны по-настоящему. Этим предметам удели внимание в первую очередь: читай дополнительную литературу, занимайся с репетиторами. Но и «ненужные» тебе предметы тоже не забрасывай — вдруг жизнь повернется так, что вместо того, чтобы стать великим историком ты вдруг решишь заделаться в гениальные математики? Все возможно, поэтому надо быть готовой ко всему!
«Но как можно выучить все?» — спросишь ты. Конечно, все знать невозможно. Даже Сократ, проучив всю жизнь афинских мудрецов, понял, что единственное, что он знает, — это то, что ничего не знает. И что тогда делать?
Попытайся заинтересовать себя изучением того или иного предмета. Не любишь историю, а надо выучить даты Столетней войны? Посмотри фильм «Жанна д"Арк» — запомнишь все без зубрежки! Ненавидишь химию? Поставь простейший опыт, это довольно интересное занятие. Только не спали в припадке озарения квартиру: родители не обрадуются...
Не дается русский язык? Попробуй себя в роли писателя или журналиста. Может, это твое призвание — сочинять романы или писать статьи? А грамотность во время сочинения улучшится сама собой!
Такую «лазейку» можно найти в каждом предмете. Увидишь сама, в жизни так много интересного, что хочется заняться всем и сразу! Скажем по секрету: любой школьный предмет интересен. Главное, чтобы учитель, который его преподает, сумел заинтересовать тебя! Но какими бы учителя ни были, в любом случае ты должна заинтересовать себя сама!
❧ Если школьные учебники кажутся тебе скучными и неинтересными, ты вправе выбрать другие книги — скажем, «Занимательная физика» Якова Перельмана, «Слово о словах» Льва Успенского, «Краткая история времени» Стивена Хокинга и др.
Ты все еще думаешь, что в школе дают ненужные скучные знания? Тогда представь, что из каждого, даже самого бесполезного предмета, можно извлечь максимум пользы для твоей жизни. Формулы, правила и теоремы должны работать на самом деле!
Со школой у меня всегда были сложные отношения. В младенчестве мама клала меня на заднюю парту, где я тихо сопела, пока шел урок. С возрастом ничего не менялось – разве что я сидела за партой, а не лежала на ней. Вопрос о желании или нежелании учиться вообще не стоял - для меня нормой стало ежедневно получать порцию знаний. До сих пор – с утра надо кофе выпить и новость какую-то прочитать. Правда, зачем для этого ходить в школу, я не понимала – учителя у меня в разных сельских школах были разные, а некоторых лучше бы и вовсе не было. В основном я посещала школу, чтобы встретить там своих родителей, дневавших и ночевавших на рабочем месте, а училась на «отлично», по-моему, исключительно для того, чтобы они меня как-то выделяли среди других учеников. Упаси Бог наших детей от такой мотивации! Впрочем, при этом я всегда точно знала, что должна стать высокообразованным специалистом, независимо от профессии, потому что только такие могут принести пользу обществу. Об этом говорили и в школе, и по телевизору, и в очереди в магазине. Это просто носилось в воздухе.
В отличие от своих родителей я провожу с дочерью немало времени, обсуждаю уроки, школьные события. И вот недавно спрашиваю мою четвероклашку, хочет ли она хорошо учиться и зачем ей это надо. До сих пор я такого желания в ней не замечала, как ни стараюсь.
Хочу учиться хорошо, - отвечает моя любимая дочь, - для того чтобы доказать тебе, что я умная.
Оба-на! Я так и села. За что боролись, называется… Я ее хвалю, никогда не ругаю ее за плохие отметки, стараюсь, чтобы школа ей не опостылела, даже позволяю иногда пропускать уроки, объясняю, что нужно хорошо учиться… Но видимо, объясняю плохо, поскольку сама не понимаю, зачем и кому это нужно теперь.
Ну, например, дочкина подружка Маша учится для того, чтобы поступить в университет на бюджетное место – ее мама все время повторяет, что на платное обучение у них средств нет. Редкие четверки превращаются для девочки в серьезные трагедии, а бесконечная зубрежка уже привела к перманентным головным болям. Я против зубрежки. Мне нравится, когда дочь, пересказывая мне плохо выученный урок, на ходу вспоминает и додумывает – полезнее, чем бездумно заучивать. Кроме того, я не уверена, что стоит так мучиться ради столь призрачной мечты. Ведь учиться нашим детям еще 7 лет, а что будет с образованием к тому времени, сказать трудно. И так правительство все время сожалеет, что у нас слишком много вузов – пора уже не мозги готовить, а рабочие руки. Кстати, нынче, например, не на самый популярный – исторический - факультет Омского государственного классического университета было 8 бюджетных мест. На 12 тысяч выпускников! Это ж как будет болеть голова! А где же детство? Мне кажется, поступление в вуз - все-таки слабая мотивация, несмотря на то, что, как я выяснила, поговорив с одноклассниками дочери, многие учатся именно ради бюджетного места. При этом не отчетливо понимая, зачем вообще нужно образование. Чтобы найти хорошую работу и много зарабатывать? Четвероклассники все-таки еще слишком наивный и романтичный народ, чтобы думать о деньгах. Когда я в подробностях объяснила дочери, зачем нужно хорошо, или по крайней мере средне, зарабатывать, она заплакала: «Я боюсь становиться взрослой». Уж слишком уныла картина, которую из добрых чувств мы, родители, рисуем перед своими детьми: тебе надо хорошо учиться, чтобы получить хорошую работу и зарабатывать много денег для того, чтобы твой ребенок получил хорошую работу и зарабатывал много денег… И так без конца… Правда, как бы мы ни убеждали наших детей, они не в вакууме живут. И вполне отчетливо видят: грамотные люди теперь не в моде. На любую работу, чуть повыше статуса дворника, сейчас не устраиваются, а пристраиваются – тут связи требуются, а не знания. Начальниками становятся не те, кто грамотнее, а те, кто преданнее – не делу, к сожалению, а начальнику повыше. Нормой жизни стал не просто дилетантизм, а воинствующий дилетантизм – его навязывают нам жизнь и экран. Недавно случайно попала на чудную передачу «Пусть говорят» как раз в тот момент, когда мой любимый писатель Михаил Веллер объявил, что это позорище, он не понимает, зачем его вообще пригласили, и ушел. Стало интересно, чем обидели классика. Оказывается, передача была про белорусскую любовь Сильвио Берлускони, премьер-министра Италии. Блондинка Рая с полным отсутствием интеллекта на лице демонстрировала свою квартирку в Милане, приобретенную с помощью Сильвио, шикарно предлагая: «Поедем в лифту?» Кем она работает, осталось неясным, но ее очень хвалили «эксперты», весьма на нее смахивающие - вечные девушки Ирина Салтыкова и Катя Лель, исполнительницы двухсловных хитов. Даже с некоторой завистью – им, чтобы устроиться в жизни, пришлось чем-то жертвовать, а у Раи – все по любви. Рая напрягала извилину, а студия во главе с ведущим Андреем Махаловым слушала, затаив дыхание: ведь, может случиться, она станет премьершей! Мне лично захотелось немедленно стать водителем трамвая – катиться по проложенным рельсам и не думать, во что превращают нашу страну и наших детей. Я не удивилась, когда н а вопрос «Зачем ты учишься?» одна девятиклассница ответила почти так же, как когда-то говорила мне в интервью проститутка, студентка по совместительству: «Чтобы можно было с мужчиной хоть пару слов сказать, а то так скучно». Я в общем-то понимаю, когда уставшая от вечных тягот мама внушает дочке, что вместо изучения наук лучше удачно выйти замуж. Но я не понимаю, когда государственный канал делает героя из малограмотной дамы, умеющей продавать себя.
В том, что получить от школы знания хотят немногие – в основном первоклассники, у которых все начинается, и одиннадцатиклассники, у которых все кончается, – виноваты, конечно, взрослые. Все смешалось в нашем общем доме. « Зачем изучать все школьные предметы? Ведь сейчас очень многие люди работают, имея очень узкую специализацию или совершенно не по той специальности, которой учились?» - спрашивали меня старшеклассники в ответ на вопрос «Хотите ли вы от школы знаний?» Дети так нагружены в школе и озабочены будущим, что вообще забыли, что знания – это не только прикладная вещь. Это просто интересно. Им никто этого не объяснил! И никто не показал? С колько ни бывала на родительских собраниях в разных школах – а я бывала много, - педагоги неустанно повторяют: мотивируйте детей на учение. Но! Я ни разу не слышала, как именно нужно это делать. Более того, таких советов и в Интернете не так много, в отличие, к примеру, от рекомендаций «Как стать звездой». Трудно убеждать детей в том, во что не веришь сам. Четче всего дети отвечают на вопрос: зачем нужно изучать иностранный язык. И когда они говорят: «Чтобы ездить за границу», я отчетливо слышу: чтобы был шанс сбежать, когда наша страна окончательно превратится в «страну рабов, страну господ». В ежедневных заботах о пропитании мы совершенно разучились мечтать и, хуже того, мешаем это делать детям. Но ведь это наши дети! Не уверена, что наше государство хочет им счастья, но мы-то с вами хотим! Значит, надо отделить официальную пропаганду от домашней и чаще говорить о том, зачем учиться. Не для того, чтобы зарабатывать много денег. Они должны учиться для того, чтобы мечтать быть знаменитыми космонавтами, великими художниками, прославленными хлеборобами, которые будут приносить пользу людям! Они должны учиться для того, чтобы в будущем иметь свободу выбора – работать мэром или дворником, поехать за границу или помочь собственной стране встать с колен. Они должны учиться для того, чтобы уметь получать удовольствие от своей учебы, а потом – от профессии. Они должны учиться в школе для того, чтобы овладеть искусством добывать знания самостоятельно - самые ценные существа на Земле, вроде Иисуса и Будды, именно потому и боги, что сумели сделать жизнь наукой.
Наши дети должны учиться в школе для того, чтобы жить… Что бы нынче ни творилось со школой – точнее, ни творили с нею, - все-таки школа в России – это больше чем учеба. Это первая учительница, первые друзья, первая любовь… И как бы мы ни внушали нашим детям материальное и меркантильное, они все равно ждут от школы не только успешной сдачи ЕГЭ – они хотят, чтобы «класс стал еще дружнее», а «учителя их понимали».
Наталья Яковлева
Сегодня решил посвятить публикацию такой вот интересной и весьма неоднозначной теме: нужно ли учиться в институте, что дает обучение в ВУЗе? Причем, как вы уже наверное догадались, я буду рассматривать этот вопрос с точки зрения тематики сайта Финансовый гений: как учеба в институте повлияет на личный бюджет человека, сразу и в перспективе.
В советские времена на вопрос “нужно ли учиться в институте?” можно было со всех сторон услышать однозначное “да!”. После окончания ВУЗа человек получал востребованную специальность и гарантированное трудоустройство. И тот активный доход, который он зарабатывал, вполне мог обеспечить его жизнь. Подавляющее большинство людей стремилось хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт, и хорошо учиться в институте, чтобы получить хорошую работу. Работа же воспринималась, как единственный возможный источник пополнения личного или семейного бюджета, нечто безальтернативное и жизненно-необходимое. Подавляющее большинство людей с радостью шло на работу, реально стараясь обеспечить высокую производительность труда и воспринимая свои рабочие обязанности чуть ли не главным жизненным приоритетом. Человек, не имеющий работы, подвергался осуждению со стороны общества.
Да, что немаловажно, поступить в ВУЗ и выучиться в нем можно было совершенно бесплатно, при этом получая от государства весьма неплохую (в сравнении с нынешней) стипендию. А после трудоустройства у человека еще были все шансы получить государственную бесплатную квартиру!
В советские времена тот, кто хорошо учился, получал хорошую работу, что обеспечивало ему активный заработок, достаточный для жизни.
Нужно ли учиться в ВУЗе сейчас? В нынешнее время ситуация изменилась очень существенно. Во-первых, обучение в институте влетит в реальную копеечку. Все стало платным, и обучение тоже. Общая сумма оплаты обучения за 5 лет составит как минимум тысячи, а возможно – даже десятки тысяч долларов! Причем условно бесплатное, бюджетное обучение фактически может оказаться дороже коммерческого, я думаю, вы прекрасно это понимаете. Вы только представьте, какая это нагрузка на семейный бюджет ваших родителей или же ваш личный бюджет!
Далее: что дает обучение в ВУЗе сейчас? Хорошую высокооплачиваемую работу? Разве что в исключительных, единичных случаях. Рынок труда перенасыщен специалистами, их гораздо больше, чем требует нынешняя экономическая ситуация в стране. И экономика уже рыночная, а не планово-распределительная, как это было в СССР. Поэтому работодатели-коммерческие структуры нацелены на максимилизацию прибыли и будут стараться платить сотрудникам (а тем более – без опыта) минимальные зарплаты, при этом заставляя их работать в фактически . А работодатели-государственные, бюджетные структуры в принципе не могут платить большую зарплату, так как средств в бюджете и на маленькие еле хватает. Подавляющее большинство выпускников устраивается работать вообще не по специальности. Таким образом, на то, чтобы просто “отработать” деньги, затраченные на обучение (включая проживание, питание, проезды и пр.), уходит, как минимум, несколько лет!
А что же происходит с теми людьми, которые не поступают после школы в институт? Они начинают работать и зарабатывать деньги, в то время, как студенты их тратят. Причем, надо сказать, работа человека без образования и человека с образованием сейчас очень часто мало чем отличается в плане доходности и весьма часто можно видеть, как человек без образования зарабатывает намного больше дипломированного специалиста. А многие из тех, кто не пошел учиться, открывают предпринимательство и начинают свой бизнес, и к тому времени, как студент получает диплом, уже имеют несколько точек ведения бизнеса и неплохой . В результате часто получается так, что человек, окончивший ВУЗ, устраивается на работу к предпринимателю, не имеющему образования, и работает на него, зарабатывая деньги в первую очередь ему, а не себе! Так нужно ли учиться в ВУЗе?
Сейчас обучение в институте требует колоссальных для среднестатистической семьи финансовых затрат и при этом совсем не гарантирует трудоустройство и, тем более, хороший, достаточный заработок, как это было во времена СССР. Огромное количество выпускников высших учебных заведений не может найти работу или работает не по специальности. Люди без образования имеют все шансы зарабатывать не меньше или даже больше чем выпускники ВУЗов.
Еще следует остановиться на том, нужно ли учиться в институте с точки зрения получения знаний. Предлагаю спросить у любого человека, закончившего ВУЗ, скажем, 10 лет назад, что он помнит из того, чему его учили, и как полученные знания пригодились ему в жизни. Уверен, что подавляющее большинство ответит, что ничего не помнит, и полученные знания нигде не использовал. А такие формы обучения, как заочная, в принципе вряд ли могут дать какие-то нужные знания. Да и чего уж таить, далеко не малый процент студентов учится только ради того, чтобы получить диплом. Не особо понимая при этом, зачем он им нужен – так решили родители. Вот такую “политику” обучения я уж точно не одобряю: если вам так нужна эта корочка – не проще ли ее купить? Это сейчас сделать не сложно, да и дешевле гораздо, чем 5 лет обучения.
Я постарался объективно описать нынешние жизненные реалии. Я хочу, чтобы каждый сам решил, нужно ли учиться в институте конкретно ему, но при этом решение было принято исходя из сегодняшних реалий. В очередной раз настоятельно рекомендую не жить по советским принципам в духе “труд украшает человека” – сейчас они уже не работают, нравится вам это или нет. Ну и, конечно же, раз я поднял эту тему, я просто обязан высказать свою личную точку зрения по данному вопросу.
Итак, нужно ли учиться в ВУЗе с моей точки зрения? Отвечаю: да! НО! Не для того, чтобы получить знания (почти наверняка они вам не пригодятся). И не потому, что это необходимого для того, чтобы устроиться на хорошую работу (хорошей работы сейчас просто нет, да и работа – это совсем не то, к чему, на мой взгляд, нужно стремиться).
Учиться в институте нужно для того, чтобы научиться учиться! Вот такая тройная тавтология, которой я специально хочу подчеркнуть важность самого этого понятия: учиться! Вот, что дает обучение в ВУЗе. Да, в институте нас учат учиться. Нас ставят в разные условия, из которых мы вынуждены искать пути выхода. Таким образом, мы учимся приспосабливаться к различным внешним факторам, быстро адаптироваться и находить оптимальные способы решения проблем. И этот приобретенный опыт действительно будет иметь очень высокую ценность для дальнейшей жизнедеятельности, если, конечно, вы будете реально учиться, а не просиживать штаны.
Я хочу, чтобы вы понимали, что учиться нужно для себя. Не для будущих работодателей, не для государства и, конечно же, не для родителей. Если вы хотите научиться учиться – поступайте в институт. Если вы просто считаете, что вам нужен диплом, потому что “так лучше” – в вашем случае учиться бессмысленно: начните сразу зарабатывать и добьетесь гораздо большего эффекта.
Что касается меня, то я свои 5 лет отучился очно, получив два красных диплома по специальности “Финансы”, сразу после окончания ВУЗа устроился на работу в банке, о которой мечтал и которая на тот момент была весьма престижной и высокооплачиваемой в сравнении с другими. Однако, несмотря на красные дипломы, полученные в институте знания мне нигде не пригодились, а работа оказалась лишь способом собрать необходимый личный капитал и сбережения. Зато я теперь могу легко адаптироваться к любой ситуации и искать более эффективные на сегодняшний день источники дохода, чем работа, чего и вам всем желаю.
Еще раз повторюсь, что каждый должен сам осознать, что дает обучение в ВУЗе и нужно ли учиться в институте в его случае. Я лишь хочу, чтобы вы реально, объективно оценивали нынешние условия жизни, поэтому постарался обрисовать их такими, какие они есть.
Свои мысли по поводу происходящего вокруг нас, так или иначе затрагивающего сферу личных финансов, в частности свои принципы управления личными финансами я стараюсь доступно излагать на этом сайте . Надеюсь, что вы почерпнете здесь что-то полезное, что позволит улучшить и ваше финансовое состояние.
Приступая к учебе в вузе, абитуриенты порой находятся в растерянности. Хочется быть отличником и при этом наслаждаться жизнью. Студенты считают, что красный диплом может решить вопрос с будущим трудоустройством - именно поэтому многие учащиеся и хотят получать отметки «отлично». Но так ли важен красный диплом на самом деле?
Нужен ли красный диплом?
Приступая к учебе, нужно настраиваться на получение красного диплома только в том случае, если это важно самому студенту. Потому что работодателям нет дела до оценок выпускника. Работодатели чаще всего даже не смотрят на приложение к «корочкам». Им важен только серийный номер диплома.
Сам факт наличия диплома дает преимущества, а вот оценки ничего выпускнику не дадут. Конечно, если студент перфекционист, то ему стоит напрячься. Красный диплом также пригодится студенту, который планирует сделать карьеру в сфере науки.
Как стать отличником?
Чтобы стать отличником в , совсем не обязательно в течение врего срока обучения терзать себя зубрежкой. Можно поступить иначе. Красные дипломы чаще получают старосты групп и активисты-общественники, а также спортсмены, которые выступают за команду университета. Это актуально не всегда, но в большинстве вузов такой принцип работает безотказно.
На студента работает зачетка
Если студент не может похвастаться спортивными достижениями и не относится к числу общественников, то это не значит, что ему надо становиться отшельником и погружаться в учебу с головой. Известен принцип: сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка - на студента. В первые два года можно постараться. Если в зачетке будут только пятерки, то в дальнейшем преподаватели будут ориентироваться на эти отметки, как на стандарт.
Стоит ли становиться отшельником?
Студенту стоит задуматься, так ли важен ему красный диплом, чтобы жертвовать радостями жизни. Студенчество - та пора, когда молодые люди наслаждаются юностью. Эти годы навсегда остаются в памяти. Возможно, стоит получать твердые четверки, чтобы не потерять стипендию, а в свободное время жить в свое удовольствие.
Отличные отметки - всего лишь формальность. Получить красный диплом можно позже, например, поступив на второе высшее. В более зрелом возрасте студенту будет легче решить, что для него важнее. Отмечено также, что учащиеся, перешагнувшие 30-летний возрастной рубеж, более усидчивы, они меньше страдают, сидя за учебниками. Не стоит тратить лучшие годы на то, что все равно не оценит работодатель.
Как мне кажется, получать высшее образование стоит. Все равно хоть что-то оно дает в плане расширения кругозора (если, конечно, учиться, а не бухать с утра до ночи). Сегодня высшее образование - это просто галочка, помогающая преодолеть один из множества фильтров при устройстве на работу (без высшего образования на работу берут очень неохотно, либо вообще не берут). Высшее образование ничего не дает в плане трудоустройства, никаких преимуществ, ничего не гарантирует. Зачастую его наличие требуют даже там, где оно вообще не нужно (при работе дворником, например, когда очень много желающих и их нужно как-то фильтровать). С другой стороны - тратить 5 лет на то, чтобы просто стать немного более эрудированным, даже если учиться на бюджете и не платить за обучение? Сомнительная перспектива. А если еще и платить за обучение - так вообще. Уж проще тогда купить диплом и не париться (что и сделала большая часть наших Госдумы, Совета Федерации и пр.). Лично мне ВУЗ вообще мало что дал - программа на 95% состояла из всякого фуфла, впихнутого не глядя, чтобы хоть как-то забить эти 5 лет обучения. А все, что реально понадобилось в работе, пришлось уже получать самостоятельно из книг, интернета и пр. Причем у меня еще и красный диплом (а в итоге - польза от его получения - ноль, а сил и времени пришлось приложить очень много, так теперь работодатели вообще боятся брать на работу краснодипломников - им кто-то внушил, что эти люди шаблонно мыслят, не умеют думать и вообще ни к черту не годятся именно потому, что у них красные дипломы). Короче, если бы я сегодня стоят перед выбором, то не задумываясь бы купил диплом и не тратил бы 5 лет жизни непонятно на что (точнее, понятно, на что - на пустышку бесполезную). Многие мои знакомые шли в ВУЗ с одной единственной целью - получить высшее образование. А какое - инженер или специалист по удобрениям - не важно вообще. Все они понимали, что работать по специальности не будут никогда. Кто-то считает, что учеба в ВУЗе - это приобретение нужных связей. Но это не так. Потому как туда, где приобретаются хорошие связи, вас не пустят даже близко. И находятся эти заведения где-то в районе Гарварда или Оксфорда, в Швейцарии, Лондоне, еще где-то, но уж точно не в России. А учитывая то, что большая часть страны в силу ограниченного бюджета и низкой мобильности вынуждена учиться во всяких Мухосранских Государственных Университетах Дружбы Народов Кавказа с Уклоном на Фортепиано, то никаких связей не наладит в процессе учебы вообще (те, что со связями, там не учатся). Плюс еще один очень важный момент - если бы мы говорили про СССР, я бы еще подумал. Потому как образование в СССР было одним из лучших в мире. Сегодня качество образования в РФ упало ниже плинтуса, поэтому я не готов его получать даже бесплатно, даже если мне за это будут платить стипендию. Поэтому я и не получил второго высшего образования, потому как понимаю, что это мне не даст ровным счетом ничего, но сил и денег отнимет - будь здоров. ВУЗ для женщин - это вообще отдельная тема, потому что это Выйти Удачно Замуж. Они вообще туда не учиться ходят.
Резюмирую сей несвязный поток мыслей - современное высшее образование вообще ни к черту не годится. Сил и денег нужно потратить очень много, минимум 5 лет жизни, а вот будете ли вы после всего этого работать по специальности - это ООООчень большой вопрос. Игра не стоит свеч.