Образование Древнерусского государства – причины и даты. Восточные славяне
Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян» , являвшаяся союзницей Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле , возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода . Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
В XVIII в. сложились теории образования Древнерусского государства . Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).
Норманская теория
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора . Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. -Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
Другие теории (славянская и центристская )
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории , объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным . Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
Образование государства Русь или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Центры древнерусского государства
Русь происходило на основе двух центров : южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода .
Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег , объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.
В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье - ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию , где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь , ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника , являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины - княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).
После объединения славянских племён в Древнерусское государство все люди в нём начинают составлять единое общество. Однако, как и во всех других странах, это общество не было однородным и подразделялось на различные категории и слои в зависимости от того, чем занимались люди.
Конспект урока «Образование Древнерусского государства «.
Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:
Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.
Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.
Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.
Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.
Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.
Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.
Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН Славяне отделились от единой славянской ветви индоевропейского древа в середине I-го тысячелетия н. э. Прародина славян - земли от реки Одер на Западе до Карпатских гор на Востоке. . . Славяне заняли большую часть Восточно. Европейской равнины.
РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ 4 тыс. лет назад БАЛТОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА Южные славяне (балканы) – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы. Западные славяне – поляки, чехи, словаки. Восточные славяне – украинцы, русские, белорусы 5 век до н. э. БАЛТЫ СЛАВЯНЕ УКРАИНЦЫ РУССКИЕ 5 век нашей эры ЗАПАДНЫЕ БЕЛОРУСЫ XIV-XV века ЮЖНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ
РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН К VI веку относится обособление восточных славян, на основе которого сложились впоследствии русский, белорусский и украинский народы. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Приднепровья на юге. Славяне объединялись в общности, название которых получалось от названий местности (поляне, бужане), либо от названий легендарных прародителей (радимичи, вятичи).
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Греческие Римские Византийские Арабские Западно европейские Русские Геродот, 5 в. до н. э. Описал Скифию и скифов-земледельцев – некоторые ученые 5 в видят в них древних славян. Корнелий Тацит, Полибий, Плиний Старший «Естественная история» описали венедов и территории их расселения 6 в. - Прокопий Кессарийский, Маврикий Стратег, 10 век-Константин 6 в Багрянородный и Лев Диакон описали антов, склавинов и русов Ибн-Хордадбе «Книга путей и царств» 9 в. , аль Масуди 10 в. , «История готов» о венедах, склавинах, антах Иордан, 6 в. , 9 в. » Британская летопись» о первом русском посольстве, 9 в. » 10 -11 в. Хроника епископа Титмара о княжении Владимира, немецкие хроники 11 в 10 -11 в. Русские летописные своды: «Повесть временных лет» 1113 г. монаха Нестора описала миграцию и расселение славян. Новгородская летопись 1016 г. , Древнейший Киевский свод 1039 г. , Киево. Печерский свод 1095 г. , Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись Свод законов «Русская Правда» 11 в. , Устав Владимира Мономаха 12 в. , договоры с греками 911, 944, 971 гг, все описывают первоначальную историю славян и возникновение государства
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: антов (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - это этап на пути формирования государственности восточных славян. В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т. д.). Эти союзы включали в себя 120 -150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. В это время выделилась родоплеменная знать - вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез» , означающего «вождь» . Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.
УПРАВЛЕНИЕ СОЮЗОМ ПЛЕМЕН Кроме того, при князе находились "лучшие (нарочитые) люди" и тысяцкий.
Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, - что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Идолов, изображавших этих языческих богов, ставили на холмах и в урочищах и рядом с ними совершали обряды. Святилища, где люди поклонялись идолам, назывались "капищами", а места для жертвоприношений - "требищами". Святилища находились при городищах в окружении селищ, являясь культовыми центрами, к которым тяготело население большой округи.
БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.
Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.
ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН СКОТОВОДСТВО лошади, коровы, овцы, свиньи ОХОТА ЗЕМЛЕДЕЛИЕ подсечно-огневое переложное пшеница, просо, ячмень, гречиха РЫБОЛОВСТВО БОРТНИЧЕСТВО добывание меда и воска диких лесных пчел из естественных дупел и разведение пчел в выдолбленных дуплах.
ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ СИСТЕМА Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. Через 4 -5 лет участок забрасывался. ЗАЛЕЖНАЯ (ПЕРЕЛОГ) СИСТЕМА распространена на юге в лесостепях, главное орудие – плуг. Участок прежде возделываемой земли, оставляемой без вспашки для восстановления плодородия почвы; залежь Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.
ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ В IX веке в жизни восточных славян все большое значение стала играть внешняя торговля. Людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами. Система "широтных путей" (Волхов – Новгород – Мета – Верхняя Волга; Западная Двина – Днепр (Смоленск. Гнездово) – Ока) обеспечивала выходы к непосредственным источникам арабского серебра на Волжском пути и обеспечила дальнейший рост магистральных водных путей и центров. Формируется путь «из варяг в греки» , Волжский путь. Путь из варяг в греки: р. Нева-Ладожское озеро-р. Волхов-озеро Ильмень-р. Ловать - волоком до притоков Днепра-р. Днепр-Черное море. Конечный пункт - богатая Византия.
Новое изобретение варягов – судно ДРАКАР позволило расширить свой культурный круг и покорить половину Европы, выйти в Средиземное море и освоить северную Русь. Дракары могли подниматься вверх по течению рек и нести до 100 человек и груз.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ Древнерусское государство создано норманнами (варягами) XVIII в. , Байер, Шлецер, Миллер. Карамзин, Соловьев СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ Ломоносов, Рыбаков ЦЕНТРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ Юрганов, Кацва Роль варягов в образовании древнерусского государства отрицается Государство у славян возникло как результат внутреннего развития, но при участии варягов
Государство - это такая организация жизни, при которой: ü существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; ü взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций); ü осуществляется охрана границ; ü регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. Причины возникновения Древнерусского государства ВНУТРЕННИЕ Осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти; Имущественное расслоение; Необходимость держать в повиновении народ. ВНЕШНИЕ Необходимость обороняться от внешних врагов.
Предпосылки для создания государства у славян ПРЕДПОСЫЛКИ экономические §Отделение ремесла от земледелия §Сосредоточение ремесел в городах §Переход к пашенному земледелию §Начало торговых отношений §Преобладание свободного труда над рабским политические социальные духовные §Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель §Формирование племенных союзов §Угроза нападения внешних врагов §Смена родовой общины на соседскую §Возникновение социального неравенства людей §Наличие патриархальной формы рабства §Общая языческая религия §Схожие обычаи, обряды. Общественная психология Древнерусское государство 882 год
Предпосылки и этапы образования Древнерусского государства 1. Начало неравенства. 2. Выделение знати. 3. Переход к соседской общине. 4. Образование государства. 5. Захват земель, грабительские набеги 6. Усовершенствование обработки земли. 7. Образование излишков. 8. Складывание частной собственности на землю. 9. Господство родовой общины 9 6 7 3 1 2 5 8 4
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ VII в. – набеги соседей, необходимость объединения союзов племен - зародыш государственности (VI-VIII вв. - военная демократия). VII-IX в. - объединение славянских племен в союзы и суперсоюзы - развитие института родоплеменного строя. Образование двух групп восточнославянских племен: северных (центр в Новгороде) и южных (с центром в Киеве) - завершающий этап развития родоплеменной политической организации. 882 г. - поход Олега на Киев и объединение двух групп восточных славян в единое государство - Киевскую Русь.
ВЫВОДЫ Переселение славян на Восточно-Европейскую равнину привело к формированию древнерусского этноса, состоящего из племенных союзов. Основой хозяйства было земледелие, росла роль промыслов и внешней торговли. Родовая община превращается в территориальную, формируется военная демократия. Таким образом, возникают условия для появления государства.
Задание на дом: § 1 Ответить на вопросы 1, 2, 3 на стр. 20 Работа с документами на стр. 20 -22. ответить на вопросы 1, 2 на стр. 22.
К 9в. Восточные славяне уже составляли значительную часть Восточной Европы. К этому времени они уже освоили эти земли и занимались земледельческой культурой. После нападения в 7в. Хазарских племен хазарам удалось установить свое господство над восточнославянскими племенами. Многие из них им платили дань до конца 9в.
Из византийских источников известно, что славяне жили родоплеменным строем. Но с 8 в. Начинается процесс интенсивного разложения родоплеменного строя. В результате разложения образовывались не племена, а более крупные единицы - племенные союзы. Создавались крупные восточнославянские племенные группы-поляне, жившие на Днепре возле Киева, древляне (столица - Искоростень), словене или ильменские славяне, дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной, кривичи (столица- Смоленск), полочане (столица – Полоцк), северяне, радимичи, вятичи, образование которых непосредственно предшествует возникновению государств. У каждого из союзов было свое «княженье». Князьями именовались племенные вожди. Само появление князей-вождей уже означает переход к военной демократии. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а районом поселения. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, (подсечная система). Выращивали рожь, гречиху, ячмень. Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Также распространены речные и лесные промыслы, бортничество. Большую роль в экономике играла и военная добыча. Племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников.
Восточные славяне создавали поселения, на берегу рек состоявши из 3-4 поселков. В каждом поселке жило по несколько семей. Несколько поселков составляли вервь. Общинная связь была очень прочной. Даже скот был в общинном владении.
Древние славяне были язычниками. В 10в. У восточных славян возникает классовое общество и появляется государство.
6. Образование Древнерусского государства - Киевская Русь
Предпосылки образования древнерусского государства: развитие производительных сил у восточнославянских племен; - формирование соседской общины; развитие торговли, в т.ч. международной; рост имущественного
неравенства; наличие союзов славянских племен; появление системы правления; возникновение городов; выделение племенной знати; высокий уровень военной организации; угроза нападения внешних врагов; складывание древнерусской народности.
Особенности образования древнерусского государства: наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской ментальности; особенности географического и природно-климатического характера. Проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа. В зарубежной и отечественной историографии получила распространение так называемая "норманнская теория". Поддерживали "норманнскую теорию" такие известные российские историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов. Ее сторонники считали норманнов (викингов, варягов) основателями древнерусской государственности. Сформулирована была во второй четверти XVIII в. немецкими историками, работавшими в России Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и др. Ее противниками были М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, С.А.Гедеонов и др. Они склонялись к мысли о том, что Древнерусское государство возникло, прежде всего, на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических сдвигов в ходе генезиса классового общества, считали, что сложный общественный строй и твердые политические формы у восточных славян установились задолго до варягов. Но и до последнего времени нет однозначного подхода к данной проблеме, так как в основе этого лежит различная трактовка письменных источников.
На наш взгляд, известные внешние влияния, разумеется, имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности не играли. Это тем более очевидно, что классовые общества и государства в Скандинавии (имеется ввиду "варяжский фактор") сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. Однако, очевидно, что скандинавы (викинги, варяги, норманны, даты) в Восточной Европе были. Некоторые из них, вступая в соглашения с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях. Но, становясь славянскими князьями, они вынуждены были опираться на местную политическую и военную элиту, выражать ее интересы, сами же быстро теряли этническую специфику, язык - ославянивались. Именно в это время в ходе формирования государственности проявилось двоецентрие: на северо-западе - Новгород, на юге - Киев (этим и определился выбор термина для обозначения, будущего единого государства Новгородско-Киевская Русь, тем более что сам процесс собирания славянских земель в единое государство шел с севера на юг, вдоль Днепра - знаменитый поход воеводы Рюрика - конунга Олега, повторенный затем древнерусскими князьями Владимиром и Ярославом). В последующем двое-центрие, несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.
Таким образом, оценивая значительную (но не решающую) роль "варяжского фактора" в создании древнерусской государственности, следует отметить, что она, прежде всего, сводилась к "собиранию восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению".
Первые свидетельства о славянах:
*Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов.
*В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.
*Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат.
Территория восточных славян:
*Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
*Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы-этап на пути складывания государственности восточных славян.
*Великий водный путь "из варяг в греки" возник в конце IX в.
Хозяйство славян:
*Основным занятием восточных славян было земледелие.
*С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество.
Община:
*К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.
*Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.
*С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
Общественный строй:
*Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.
*Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую.
Причины образование Древнерусского государства:
*внутренние
*развитие производственных сил,которое привело к появлению соседской общины и возникновению классов
*рост числа городов, как первых самостоятельных организаций жителей
*возникновение военно-дружинной знати
*зарождение общих культурных традиций, связанные с языком,письменностью и некоторыми обрядами
*внешние
*необходимость созданиявооружённых сил для защиты городов и населения
*развитие постоянных целенаправленных торгово-экономических отношений между городами и государствами
Нормандская теория:
По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнали варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).
2 билет. Социально-политический строй Киевской Руси IX – начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси .
Объединение Новгорода и Киева:
*Результатом совместной деятельностии руководящих городов, дружин создались 2 крупных восточнославянских объединений Новгород(север), Киев(юг). 884-885гг.- образование Киевской Руси. Во главе государства стоял великий князь киевский, которому подчинялись подвластные племена,родственники и дружинники князя, создавали и закладывали первые юридические основы-суд.
Олег(879-912):
*организация первых военных походов Византию
*первый письменный договор
*882г-захватил Киев, убил Аскольда и Дира
*подчинил себе древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь(912-945гг):
* 944 г. был подтвержден договор с Византией
*При Игоре произошло первое народное возмущение - восстание древлян в 945 г.
*Убит древлянами при сборе дани в 945г.
Ольга(945-969гг)
* жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.
*Ольга установила четкий порядок сбора дани (“полюдья”)путем введения: "уроков"-определения точных размеров дани
"погосты"-установление мест сбора дани
Святослав(964-972гг):
*присоединил земли вятичей
*покорил мордовские племена и подчинил их Киеву
*разбил и покорил Хазар(разбойники)
*отразил натиск печенегов
Владимир I:
*При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата, была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.
Принятие христианства:
*В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.
*Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.
*Причины принятия христианства:
1) необходимость укрепления власти киевского князя
2) потребность государственного объединения на новой духовной основе.
3)оправдание социальногонеравенста
4) необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
*Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси :
*Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом
*Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси
*Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры (каменное строение, рост грамотности)
*Идеологическое правление
*Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
*Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину"
*Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным"
Ярослав Мудрый(1019-1054):
* Киевская Русь достигла наивысшего могущества
*укрепил позиции Прибалтики
*построил г.Юрьев
*закрыл границу для печенегов, укрепил южные границы
*создал первые гос. Школы
*построил монастыри
* в процессе укрепления и создания единого централизованного государства, управления им, он поделил Русь между своими сыновьями, что привело к феод.раздробленности
Владимир Мономах(113-1125):
*По инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою".
*Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.
*При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. При Владимире Мономахе
*Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.