Презентация на тему "безличные предложения". Предложения слово морозом Проверьте свои знания
Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Состав слова. Словообразование.) Простое предложение.
24.07.2013 13141 0Цели : повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения, воспитывать языковое чутьё.
Тип урока : урок применения зун.
Оборудование : таблица «Предложение», «Синтаксический разбор простого предложения», карточки по теме «Словосочетание», с./р. «Состав слова. Словообразование» (см. приложение).
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.
1.Учащиеся читают самостоятельно составленные предложения и анализируют их.
2. Работа по карточкам (3 чел.)
II. Словарная разминка.
· Запишите слова, объясните орфограммы.
Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, ожег легкие, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.
· Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.
I. Работа по теме урока.
· Чтение §70-73, 75, 76, 78.
· Составление таблицы «Виды предложений».
Структурно-коммуникативные характеристики предложения |
Виды предложений по заданным характеристикам |
|
По цели высказывания |
Повествовательные, вопросительные, побудительные |
|
По эмоциональной окраске |
Восклицательные, невосклицательные |
|
По форме отрицания или утверждения |
Утвердительные, отрицательные |
|
По наличию грамматической основы |
Простые, сложные |
|
По строению грамматической основы |
Односоставные, двусоставные |
|
По наличию второстепенных членов |
Распространенные, нераспространенные |
|
По замещённости синтаксических позиций |
Полные, неполные |
|
По наличию осложняющих конструкций |
Осложненные, неосложнённые |
· Упражнения 366, 369, 371 выполняются устно.
IV. Повторение темы «Односоставные предложения».
· Чтение теоретического материала на с. 250.
V. Закрепление.
· Выполните следующие задания в тетрадях.
1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:
Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову объяснение и радуешься. Не сразу иду п..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радос..но на душе.
2. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.
Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
3. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).
а) Глухо стучит в груди.
б) Любуешься задумчивыми соснами.
в) Спой, светик, не стыдись!
г) Очень важно жить большими интересами.
д) Здесь учат плаванию.
е) Лежа хлеба не добудешь.
3. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип предложения по наличию главных членов.
Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Толстой.)
· Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.
· Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?
VI. Итог урока.
VII . Домашнее задание.
1. Подготовиться к устному опросу (§70-73, 75, 76, 78). Составить план устного ответа «Виды предложений».
2. Упражнение 372.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ». (ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В1)
Алгоритм действий: обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
I. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
II. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
III. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.
IV. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
V. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
VI. Из предложений 9-11 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.
- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.
VII. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
VIII. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
IX. Из предложений 20-21 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок!
X. Практические задания:
1) Составьте три-четыре варианта задания В1.
2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливчатый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.
Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно.
Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля. Примерно то же в следующих предложениях: Улица темна и На улице темно. В двусоставном предложении Улица темна обозначен носитель признака (улица), а в безличном На улице темно признак выступает как существующий безотносительно к его носителю, причем и признак-то несколько меняет свое качество: он переходит в состояние.
Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и А.М. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. В очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными типа Мороз морозит; Вечер вечереет: Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились в современном русском языке (Гром гремит; Ветер веет). Появление безличных конструкций - это результат развития абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. Интересна судьба безличных предложений со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср.: Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). Сама по себе глагольная форма здесь не сигнализирует о безличности. Это значение приобретается лишь в сочетании с творительным падежом. Первоначально творительный имел значение орудия. В современном же языке, как правильно считает чешский лингвист Р. Мразек, произошел синтаксический сдвиг в употреблении такого творительного падежа, он получил значение косвенного субъекта. Исконно эти предложения имели подлежащее со значением неопределенности и творительным орудия и, следовательно, были двусоставными. Затем под влиянием конструкций с безличными глаголами они перешли в односоставные, чему явно способствовала неопределенность значения подлежащего-субъекта, а само значение субъекта действия было перенесено на форму творительного с одновременным вытеснением бывшего значения орудия действия.
А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.
Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.
Глагольные безличные предложения составляют три группы:
1. В качестве главного члена безличного предложения употребляется безличный глагол (без суффикса -ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др.
Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило, смеркается - смеркалось и т.д. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.
Категория лица в таких глаголах имеет чисто формальное значение, причем это застывшая форма именно третьего лица (или форма среднего рода), и другой быть не может. Действие, обозначенное этой формой, происходит независимо от деятеля, т.е. семантика таких глаголов несовместима с представлением об активном деятеле.
Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л.Т.); Вчера вечером порошило (Пришв.); Уже смеркалось и похолодало (Г. Ник.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Дышалось глубоко (Ч.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.); Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев (Пришв.); наличие или отсутствие, недостаток чего-либо: У нас тебя недоставало (Гр.); Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Шип.). Конструктивной особенностью предложений с глаголами наличия или недостатка (хватает, достает, станет) является обязательность родительного падежа: У меня не хватило мужества.
2. Довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном употреблении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнце пригревало землю. - В полдень пригревало.
Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать состояние природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); Скрипело, свистало и выло в лесу (Забол.); Ночью перепал дождь. Прогремело вдали (Шукш.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-Сиб.); Стиснуло горло от омерзения (А.Н. Т.); В глазах у меня потемнело (Л.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); действия мифической, нереальной силы: Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); действие, производимое косвенным субъектом: И ветром, наконец, то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга (Пауст.); Жгучим морозом опаляет лицо. (Фурм.).
3. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксом -н-, -ен- или -т-.
Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).
Своеобразие причастных безличных предложений состоит в том, что главный член в них сочетает значение действия со значением результативного состояния: в предложении Здесь накурено сказуемое указывает и на произведенное кем-либо (неизвестно кем) действие, и передаёт обнаружившееся в результате этого действия состояние окружающей среды.
В тех случаях, когда причастие имеет модальное значение, сказуемое обязательно включает в себя инфинитив: Для чего мне было предназначено умереть, так же как теперь мне предназначено жить? (Ю. Герм.). Примыкающий инфинитив при форме страдательного причастия имеет либо субъектное, либо объектное значение; в первом случае он включается в сказуемое (в предложениях с устраненным деятелем), во втором - выполняет функцию дополнения (в предложениях с неопределенным деятелем): После короткого совещания решено было идти обратно (Шол.); На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет (А.Н. Т.).
Наречные безличные предложения представлены в современном русском языке прежде всего предложениями с безлично-предикативными словами в роли главного члена. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний: легко, весело, уютно, стыдно; жаль, охота, недосуг, пора. Может быть форма сравнительной степени: Все теплее становится (Шукш.).
Значение безличности или, точнее, бессубъектности, в таких предложениях обнаруживается не в отношении деятеля, как в глагольных безличных предложениях, а в отношении носителя признака. Конкретно значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.
Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); Темно и глухо, как в винном подвале (Г.); В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно (Сол.); В небесах торжественно и чудно (Л.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л.); Вам холодно немножко (Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); такие предложения в составе сказуемого часто имеют примыкающий инфинитив: Хорошо плыть ночью по реке (М. Г.); Не худо бы ему не пренебрегать своей скрипкой (Дост.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); значение долженствования, необходимости, возможности и другие модальные оттенки передаются специальными безлично-предикативными словами в сочетании с инфинитивом: Мне надо ехать к коменданту (Л.); Нам должно жить! (Брюс.); Невозможно было ехать (П.). (В разговорной речи могут быть конструкции и без инфинитива, но с зависимой словоформой: Мне надо в город; Можно к тебе?)
Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, время, досуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда же лучше быть, - да все, бывало, недосуг нам с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.). В разговорной речи такие предложения могут употребляться и без инфинитива: Охота домой.
Как свидетельствуют некоторые исследователи, предложения с безлично-предикативными словами (или в данном случае бессубъектными прилагательными) могли возникнуть на основе эллипсиса подлежащего, которое из-за обобщенности или неопределенности значения становится излишним. Ср.: На дворе все спокойно. - На дворе спокойно. Предложения с формальными подлежащими это и все (Чудесно! - Это чудесно!; Им все тяжело. - Им тяжело) сочетают в себе свойства личных и безличных предложений.
Среди безличных (экзистенциальных) предложений выделяется своеобразная группа безлично-генитивных предложений, структурной особенностью которых является наличие отрицательного слова в сочетании с родительным падежом. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям (Щип.); Нет меры нашему Познанью (Бл.); Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где... (Паст.); безличная форма глаголов быть, стать, показаться с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Раздался сиплый глухой лай, но даже собаки не показалось (Т.); Любви без рубцов и жертв не бывает (Паст.); существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: - Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).
Примечание. Предложения, в предикативную основу которых входит отрицательное слово, академическая Грамматика-80 относит к двухкомпонентным типа Нет времени; Ни звука; Ничего нового; Ни единой ошибки; Некому работать (см.: Русская грамматика. Т. 2. С. 336).
Семантико-стилистические возможности безличных предложений разных типов необыкновенно широки; особенно распространены они в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Посредством безличных конструкций возможно описать такие состояния, которые характеризуются неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание). Кроме того, при помощи их можно придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить), и, наконец, безличные предложения незаменимы при необходимости выделить само действие и его результат (ср.: Град побил посевы. - Градом побило посевы). Тонкие оттенки значения, передаваемые безличными конструкциями, способствуют их широкому распространению в разговорной речи и в языке художественной литературы. Художественный контекст практически не ограничивает писателя в образовании безличных предложений, лексические ограничения в выборе форм сказуемого здесь снимаются, и в безличном значении употребляются глаголы, обычно не имеющие его. Например: Ревело с черной высоты и приносило снег (Бл.); Так стоял один - без тревоги. Смотрел на горы вдали. А там - на крутой дороге - уж клубилось в красной пыли (Бл.); Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте. Прильнуло к дрожащему сердцу (Бл.).
Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.
Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.
Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».
Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет. Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.
Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.
Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.
По своему строению безличные предложения могут быть различными:
а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;
б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;
в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;
г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;
д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.
1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.
Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).
2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнцу пригревало землю. - В полдень пригревало.
Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).
3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.
Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).
Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить. Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно.
То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно.
Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).
4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.
Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).
В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).
5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).
Слайд 2
Проверьте свои знания
С главным членом – сказуемым () Определённо - личные С главным членом – подлежащим () Неопределённо-личные назывные Односоставные предложения Обобщенно-личные безличные
Слайд 3
Укажите определённо-личные предложения:
Люблю дымок спалённой жнивы. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. Мы любовались чудесной картиной природы. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л. О/л.
Слайд 4
Укажите неопределённо-личные предложения:
Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Меня задержали после уроков. неопр./личн. неопр./личн. неопр./личн.
Слайд 5
Укажите неопределённо-личные предложения с обобщенным значением:
Вижу горы и долины. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Вас просят к телефону. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь непр./личн. с обобщ. знач. непр./личн. с обобщ. знач.
Слайд 6
В безличном предложении
главный член может быть выражен: 1)Безличным глаголом 2)Личным глаголом в безличном употреблении 3)Словами категории состояния 4)Инфинитивом 5)Словами нет,не было 6) Словами надо, нужно, необходимо…
Слайд 7
Потренируемся
Укажите безличные предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.
Слайд 8
Обоснуйте, что предложения безличные
1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал - и тепло, и светло.
Слайд 9
Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное
Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга?
Слайд 10
Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное Самопроверка
Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги?
Слайд 11
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ(В3, В6, В7,В8, В9)
Упр. 217, с. 92. («П») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр. 218. Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.
Слайд 12
Назовите односоставные предложения. Укажите их вид
1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)
Слайд 13
Работа с текстом. Сжатие текста(С1)(однородные члены предложения)
Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличные предложения.
Слайд 14
Тестовые задания Установите соответствие. Виды предложений.
Жгучим морозом опаляет лицо Изучай, сопоставляй факты Дни поздней осени бранят обыкновенно В лес дров не возят а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Ответ: 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в
Слайд 15
Сказуемое выражено?
Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) слова с отрицательными значениями Ответ: 2-в; 1-б; 3- а
Слайд 16
Домашнее задание. Подготовить рассказ по схеме «Односоставные предложения». – всем., задание из упр. 217 (разборы) Сочинения - миниатюры на темы «Раннее утро» или «Зимние зарисовки» с использованием безличных предложений. Индив. - упр 223 (по заданию) Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.
Слайд 17
Подведём итог
Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
Посмотреть все слайды