Быт и нравы пушкинской эпохи. Величие россии в образах искусства пушкинской эпохи Но жив талант, бессмертен гений
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ПУШКИНСКОГО ПЕРИОДА
С появлением на свет "Руслана и Людмилы" молодое поколение признало Пушкина своим поэтом, восторгаясь той свободой творчества, которую он как бы противопоставлял искусственным приёмам теоретиков поэзии. Отдав дань подражания "властителю дум" своего времени, Байрону, Пушкин в дальнейших произведениях представляет образцы русского самобытного творчества не только по форме, но и по художественно-правдивому изображению русской природы, идей, чувств, настроений русского общества.
В его "Борисе Годунове" мы имеем неподражаемый образец исторической драмы. "Полтава" служит образцом исторической национальной поэмы. Как ни разрабатывалась до Пушкина повесть, однако, и этот вид поэзии получил впервые современное нам значение в повести Пушкина "Капитанская дочка". Но особенное значение для характеристики современного Пушкину общества имеет первый русский роман - "Евгений Онегин". В нём впервые в лице Онегина появился тип "лишнего человека", который имеет и дальнейшую генеалогию в последующей русской литературе; в нём же впервые получила художественное воплощение русская женщина в идеальном образе Татьяны. Поставив на недосягаемую дотоле высоту звание поэта, Пушкин вместе с тем имел склонность смотреть на поэзию, как на "искусство для искусства". Эпическое, спокойное созерцание внешнего мира ставилось им основой поэтического творчества.
Страстная и порывистая натура Лермонтова , не уступая Пушкину в силе поэтического таланта, не могла удовлетвориться такими задачами творчества. Являясь продолжателем Пушкина, Лермонтов вносил в поэзию больше сознательности, больше критического отношения к действительности. Социальные мотивы поэзии Лермонтова, вытекавшие из личной неудовлетворённости автора русской жизнью, отражали байроновское разочарование глубже, чем это мы видим в произведениях Пушкина.
В то время как "лишний человек" Пушкина, Онегин, хандрит в бездеятельности, не сознавая последней, Печорин Лермонтова уже вполне понимает и высказывает причины своей непригодности. Произведения Пушкина и Лермонтова положили основание новой реальной школе. К ней уже при жизни Пушкина примкнули многие писатели, всё глубже захватывавшие народную жизнь и тем всё более расширявшие смысл и значение литературы, доводя её до высоты важной общественной силы. В то время как Грибоедов, Пушкин и Лермонтов в поэзии отражали настроение значительного меньшинства общества - русской интеллигенции, Кольцов и Гоголь выдвигают в своих произведениях те классы русского общества, которые до сих пор или вовсе игнорировались художественной литературой, или служили второстепенным аксессуаром в ней. Простой народ, провинциальная бюрократия, захолустное барство - вот материал, над которым оперирует художественное творчество Кольцова и Гоголя. Не отдельные "герои", стоящие выше толпы, а сама толпа, - вот цель, куда направляются теперь взоры писателей.
Песни Кольцова, самого из среды народа, отразили все тяжёлые думы последнего, всю его нищету, невежество наряду со страстными порывами к добру, правде, свету знания. Кроткая, унылая, вся проникнутая религиозным благочестием натура русского крестьянина стоит живой перед нами в "думах" Кольцова.
Гоголь выставил "на всенародные очи" мрачную сторону русской жизни, воплотив её в бессмертных типах "Ревизора" и "Мёртвых душ". Пороки русской администрации - взяточничество, невежество, самоуправство, - исторически сложившиеся недостатки провинциального барства никогда ещё не были осмеяны с такой силой и правдой, как в этих знаменитых произведениях. Выдающаяся особенность русской литературы, - сатирическое направление достигло в произведениях Гоголя своего апогея. Уже в самых первых произведениях Гоголя ("Вечера на хуторе", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба"), полных поэтического, спокойного созерцания украинской народной жизни, пробивается та особенность поэтического гения Гоголя, которая в последующих его произведениях составляет основной колорит - это "юмор".
С развитием художественной литературы росла и критическая мысль. Критике нужно было разобраться в глубоких идеях, воплощением которых являлись "Евгений Онегин", "Полтава", "Борис Годунов", "Ревизор", "Мёртвые души" и др. Марлинский (Бестужев) и Н. Полевой положили начало романтической критике. Не имея широкой научной основы, они не могли, однако, в достаточно определённой форме наметить новые основы критики. Нужна была общая философская точка зрения, исходя из которой можно было бы определить законы и задачи искусства. Несколько молодых людей, являясь продолжателями научной, общественной и политической мысли александровских времён, увлечённые философией Шеллинга, образовали кружок, имеющий своей задачей выработку философского мировоззрения и применение его к формам русской жизни. Выдающимися деятелями кружка были В. Одоевский , И. Киреевский , Шевырёв , Надеждин . Исходя из положения философии Шеллинга, что каждая национальность является носительницей известной идеи, в кружке ставился вопрос о народной идее, которую должна выработать Россия. Надеждин , положивший начало критике, основанной на философских обобщениях, не находя идейного содержания во всей романтической литературе, в том числе и у Пушкина, выдвигал Гоголя, как истинного представителя реальной школы. Взгляды Надеждина на русскую литературу воспринял
Шиндиной А.Н.
Конспект урока литературы 10 класс
Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества
Но жив талант, бессмертен гений!
Ф.Н.Глинка
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.
Задачи:
образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.
развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.
воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .
План:
Вступительное слово (0,5 мин.)
Проверка домашнего задания (8 мин.)
Повторение изученного (5 мин.)
Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)
Итог урока (3мин.)
Домашнее задание (1мин.)
Литература: Учебник по литературе 10 класс в 2-х ч. Ч. 1 под ред. В.Я. Коровиной М 2011 г.
Г.А. Гуковский «Пушкин и русские романтики» М., 1965
Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. – М., 1996
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976
Ход урока
Организационный момент (1мин.)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.
Вступительное слово (2 мин.)
Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.
Проверка домашнего задания (7 мин.)
Рассказать о периодах русской литературы 19 века
I период (1801-1825)
II период (1826-1842) литература 30-х годов
III период (1842-1855)
IV период (1855-1868)
V период (1869-1881)
VI период (1882-1895)
VII период (1895-1904)
Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.
Повторение изученного (7 мин.)
Обсуждение вопросов
Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?
Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?
Каковы главные темы пушкинской лирики?
Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?
Работа над литературными понятиями (8 мин.)
Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».
Термин Лирический герой ввел Тынянов применительно к лирике Блока.
Элегия - (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, , , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
Фабула - те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
VI . Слово учителя о писателе (8 мин.)
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Великий русский национальный поэт, прозаик, . Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.
А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, Расина и других французских драматургов.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали по-французски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.
Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и устремлений.
В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Первое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями! русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.
После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмосфере петербургского вольномыслия: знакомство с П.Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.
Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Ура! В Россию скачет...» (сатира на Александра I), В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.
В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»).
Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).
Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пушкина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.
Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.
Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыто из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражении. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковско губернии.
В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миро Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.
Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистически произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III -VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены раз мышления о соотношении истории и личности, народа и власть. Философская глубина трагедии не была оценена современникам Пушкин обогнал свое время.
Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристам проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родно истории, но и как изучение народной психологии, национально склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушки записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.
В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. о следствии над участниками восстания, проводившемся новы царем - Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбе опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву дл разговора с царем.
Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он бы возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенность Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.
Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушки призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава изображающая триумф «России молодой»).
Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться о своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.
Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников попа, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали И люди большого света, были среди них литераторы.
В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.
В это время поэту надо было найти свое место и быть верным Своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но искоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.
Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, правы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей мал миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».
Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828 в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Да напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожньк жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).
Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина» В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологи ческих «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина» около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).
В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стало началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.
Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов» «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.
Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над к»Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екатерины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на порядку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.
Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».
Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и роман «Капитанская дочка» (1836).
Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий иск» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил чти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).
Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. 11очью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.
VII . Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)
Ребята, обратимся к стихотворениям: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»
Деревня
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь
барство
дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской.
VIII . Итог урока (3 мин.)
Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим разговор о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
В чем же заслуги Пушкина? Заслуги Пушкина грандиозны:
Реформатор всех жанров отечественной литературы
Стоит у истоков поэзии золотого века
Оказал колоссальное влияние на все сферы русского искусства
Центральная фигура русской культуры
Какие жанры господствовали в лирике Пушкина в разные годы лицейского творчества? Чем они характеризуются?
IX . Домашнее задание (1мин.)
Выучить наизусть одно из стихотворений, написанное в период южной ссылки.
Балы и театры пушкинской эпохи. Конец 10 -х начало 20 -х годов XIX века был временем небывалого, страстного увлечения театром. Быть молодым человеком «с душой благородной» - значило быть театралом! Разговоры о пьесах, актёрах, закулисных интригах, о прошлом и будущем театра занимали столько же времени, сколько и споры о политике…А о политике тогда говорили очень много. Люди вновь хотели окунуться в водоворот мирной жизни: с её маскарадами, балами, карнавалами, новыми театральными постановками. Петербуржцы очень любили театр.
Признанным центром общественных увеселений осеннего и зимнего Петербурга был дом Энгельгарда на Невском проспекте. Здесь, в великолепном зале, вмещавшем до трёх тысяч человек, устраивались публичные маскарады, балы, музыкальные вечера. Концерты давали каждую субботу. «Играли Моцарта, Гайдна, Бетховена – одним словом серьёзную немецкую музыку» - вспоминает одна из гостей Энгельгарда. Пушкин всегда на них бывал. »
Ещё более чем концертами, зал Энгельгарда был знаменит БАЛАМИ и МАСКАРАДАМИ. Несметное количество экипажей всех видов по вечерам стекалось к ярко освещённому подъезду, выстраиваясь шеренгой вдоль Невского проспекта. Балы обычно начинались в 8 – 9 часов вечера. Балы были смотрами самых дорогих, причудливых и роскошных нарядов. На балах устраивались будущие свидания, балы были смотринами будущих невест (Впервые на бал вывозили в 16 лет, и это было огромное событие, как для самой юной особы, так и для её родителей) Самым главным для балов было умение не выделяться из толпы. Общество не прощало этого никому, как не простило в своё время А. Пушкину.
Этикет. Светские манеры и этикет Пушкинской эпохи мы знаем, в основном, по произведениям классиков русской литературы XIX века и по их художественным экранизациям. Аристократическое общество осуждало распространившуюся моду на роскошные подарки, которые делали "посторонние" мужчины любимым дамам(Даже самый невинный подарок, врученный даме "посторонним" мужчиной (не состоящим с ней в родстве), мог бросить тень на ее репутацию.) Изысканность, подчеркнутая вежливость, отточенная грациозность жестов - нюансы светского этикета.
Щедрость русских дворян, их желание и умение делать подарки поражали многих иностранных путешественников. Не отличались скупостью и российские императоры, во дворцах которых целые комнаты отводились для подарков как иностранным гостям, так и своим подданным. Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин.
Основой мужского костюма был фрак. Они были однотонными, но допускались узорчатые ткани. Воротник фрака отделывался бархатом другого цвета. Под фрак надевалась белая рубашка с высоким тугим воротником. Мужчины коротко стригли волосы. Завивали их и отпускали бакенбарды. Мода
В женских платьях попрежнему сохраняется высокая талия. Если в начале века носили, в основном, белые платья, то к 20 -м годам появляются цветные, но однотонные
Панорама русской культуры. Литература - лик культуры. Романтическая философия искусства. Гуманистические идеалы русской культуры. Творческие противоречия пушкинской эпохи. Пушкинская плеяда. Три тайны Пушкина.
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке общественного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., когда в среде образованных русских людей зрело чувство протеста против существующего порядка вещей. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзия молодого Пушкина. Война 1812 г. к восстании декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. В.Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутренней развитии в обществе «гражданственности и образования», являющихся «результатом этой эпохи». Важнейшим событием общественно-политической жизни страны было восстание декабристов, чьи идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали на влияние на умственную и культурную жизнь русского общества.
Русская культура в данную эпоху характеризуется существованием различных направлений в искусстве, успехами в науке, литературе истории, т.е. можно говорить о панораме нашей культуры. В архитектуре и скульптуре господствует зрелый, или высокий, классицизм, часто навиваемый русским ампиром. Успехи живописи лежали, однако, в другом русле - романтизме. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парении духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет, где выдающиеся достижения принадлежат О. Кипренскому. Другой же художник, В. Тропинин, своим творчеством способствовал укреплению реализма в русской живописи (достаточно вспомнить его портрет Пушкина).
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм, суть которого состоит в противопоставлении реальной действительности обобщенного идеального образа. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной. личности. Затем развитие художественной культуры характеризуется движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной культуры и литературы роль А.С. Пушкина (1799-1837 гг.) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Творчество Пушкина - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем Россия, начиная с царствования Петра Великого и кончая его временем. Именно он определил последующее развитое русской литературы.
В литературном творчестве Пушкина четко выражена мысль о "всемирности" русской культуры, причем она не просто пророчески высказана, а заключена вековечно в гениальных творениях его и доказана имя. В эпоху Пушкина - золотого века российской словесности - искусство и, прежде всего, литература приобрели в России небывалое значение. Литература, в сущности, оказалась универсальной формой общественного самосознания, она совмещала собственно эстетические идеи с задачами, обычно входившими в компетенцию иных форм, или сфер культуры. Такой синкретизм предполагал активную жизнетворческую роль: в последекабристские десятилетия литература очень часто моделировала психологию и поведение просвещенной части русского общества. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в своих поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы. Поэтому они ставили искусство выше многих других ценностей.
Эту необычайную роль русской литературы объясняли в различное время по-разному. Герцен придавал решающее значение отсутствию в русском обществе политической свободы: "Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы". Современные исследователи (Г. Гачев и др.), не отрицая этой причины, склонны предполагать еще и другую, более глубокую: для целостного духовного освоения русской жизни, - внутренне "неоднородной, вобравшей в себя несколько различных общественных укладов, напрямую между собой никак не связанных, - требовалась именно форма художественного мышления, и только она для решения такой задачи в полной мере необходима.
Но чем бы ни объяснялся повышенный интерес русского общества к искусству и его творцам, особенно к литературе - этому лику культуры, сам этот интерес очевиден, здесь необходимо считаться с хорошо подготовленной философско-эстетической почвой - романтической философией искусства, органически присущей русской культуре той эпохи.
В кругозор русских поэтов и писателей пушкинской эпохи входили многие идеи французских романтиков: в России хорошо знали книги Ж. де Сталь, Ф. Шатобриана, статьи-манифесты В. Гюго, А. Виньи; были известны из памяти полемика, связанная с суждениями Дж. Байрона, но все же основное внимание уделялось немецкой романтической культуре, предоставленной именами Шеллинга, Шлегеля, Новалиса и их единомышленников. Именно немецкий романтизм является главным источником философско-эстетических идей, вошедших в сознание русских литераторов и соответственно преломившихся в нем.
Если искать самую краткую формулу романтизма, то она, очевидно, будет такой: романтизм - философия и искусство свободы, причем свободы безоговорочной, ничем не стесненной. Немецкие романтики без колебаний отвергают главный тезис классицистов и просветителей, считающих сущностью искусства "подражание Природе". Романтикам ближе Платон с его неверием в истинность чувственно воспринимаемого мира и с его учением о восхождении души к сверхчувственному, за пределы мира. Тот же Новалис порой рассматривает творческую личность как своего рода микрокосм, в котором отражаются все мировые процессы, а воображение художника - как способность постигнуть в откровении подлинную природу вселенной, "божественного универсума". "Истинный поэт - всеведущ, - восклицает Новалис, - он действительно вселенная в малом преломлении". В целом же немецкие романтики создали миф об искусстве, притязая на творение мира средствами искусства.
Русская философия искусства золотого века отечественной словесности не приемлет следующие три элемента немецкого романтизма: его воинственный субъективизм, безудержность декларируемого им творческого самоутверждения гения и нередкое вознесение искусства над моралью. Наряду с этим русские литераторы подвергали идеи немецкой романтической философии искусства испытанию с разных сторон и с различными итогами. Достаточно вспомнить художественные эксперименты В. Одоевского, в которых разнообразной проверке подверглись эстетические утопии романтизма. В итоге появилась формула «русского скептицизма» - парадоксального сочетания критицизма и энтузиазма. Так как проверка обнаруживает целый узел противоречий и проблем, явно неразрешимых в рамках современного состояния мира, то именно "русский скептицизм" и способствует поиску, бесконечно расширяющегося горизонты мысли. Одним из результатов такого рода поиска можно считать и движение русской художественной мысли к критическому реализму, тяготение к гуманизму.
Гуманистические идеалы русского общества отразились в его культуре - в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе, с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, но ярче всего они появились в созданном Пушкиным гармоническом национальном стиле, лаконичного и эмоционально сдержанного, простого и благородного, ясного и точного. Носителем этого стиля был сам Пушкин, сделавший свою жизнь, насыщенную драматическими событиями, точкой пересечения исторических эпох и современности. Мрачные, трагические ноты и радостные, вакхические мотивы, взятые порознь, не обнимают целиком скисла бытия и не передают его. В них "вечное" всегда сопряжено со временным, преходящим. Подлинное содержание бытия, - в постоянном обновлении, в смене поколений и эпох, и снова утверждающей вечность и неиссякаемость творения, которое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни.
Наплывающему мраку, трагическому хаосу действительности Пушкин противопоставил светлый разум, стройность и ясность мысли, полноту и цельность ощущений и мировосприятия. Глубокие душевные движения переданы в его поэзии непринужденно, с изящным артистизмом и неподдельной свободой, форме лирического высказывания придана изумительная легкость. Кажется, будто Пушкин пишет шутя, играя любым размером, особенно ямбом. В этой вольно льющейся стихотворной речи искусство мастера обретает подлинную власть над предметом, над содержанием, бесконечно сложным и далеко не гармоничным. Тут разум формирует стихию языка, одерживает над ней победу, сообщает ей порядок и как бы осязаемо творит художественный космос.
Поэтический стиль Пушкина создавался как общая норма, приводящая в гармоническое единство все стили и придающая им цельность. Достигнутый им стилевой синтез открывал дороги для новых поэтических исканий, внутренне уже заключая в себе стили Фета, Некрасова, Майкова, Бунина, Блока, Есенина и других поэтов прошлого и нынешнего столетий. И это относится не только к поэзии. В прозе Пушкина - он недаром был назван «началом всех начал» - уже провиделись
Достоевский и Чехов с их гуманистическими идеалами русской культуры.
Пушкин находится в центре всех творческих исканий и достижений поэтов той поры, все казалось равно доступным ему недаром сравнивали его с Протемем. "Пророком изящного" назвал Пушкина Н. Языков, оценивая художественное совершенство его созданий, рожденных в противоречивую эпоху. Пушкинский золотой век русской литературы поистине был соткан из творческих противоречий. Резкое повышение самой культуры стиха, мощь пушкинского голоса не подавляли, но выявляли оригинальность самобытных поэтов. Правоверный карамзинист, сочетающий суховатую рациональность и острословие с неожиданными небрежностями и некоторое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого неостановимого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни возникающими меланхолическими нотами, П.А. Вяземский; поклонник библейской словесности и античных добродетелей, глубоко религиозный тираноборец Ф.Н. Глинка; одареннейший из последователей Жуковского, умиротворенный и лиричный певец скорби и души И.И. Козлов; трудолюбивый ученик едва ли не всех поэтических школ, выкупающий недюжинной политической дерзостью изначальную вторичность авторской манеры, К.Ф. Рылеев; певец старинных гусарских вольностей, одушевивший элегическую поэзию бешенством неподдельной страсти, поэт-партизан Д.В. Давыдов; сосредоточенный мастер высокого поэтического слова, все реже прерывающий многолетнюю беседу с Гомером, Н.И. Гнедич - все это поэты, которых нельзя воспринимать иначе как в свете пушкинского сияния.
"Что же касается до Пушкина, - сказал Гоголь, - то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие..." Вместе с Пушкиным жили и творили такие замечательные поэты, как Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Рылеев, Языков, Баратынский и многие другие, стихи которых - свидетельство необычайного расцвета и неповторимого богатства поэзии начала XIX века. О поэтах этого времени нередко говорят как о поэтах "пушкинской плеяды", имеющих "особый отпечаток, выгодно отличающий их от поэтов последующего поколения" (И.Н. Розанов). В чем же состоит этот особый отпечаток?
Прежде всего он в ощущении времени, в стремлении утвердить в поэзии новые идеи, новые формы. Изменился и самый идеал прекрасного: неограниченному господству разума, абстрактной нормативности эстетики классицизма противопоставлено было чувство, эмоционально-духовный мир человека. Требование подчинения личности государству, отвлеченному долгу сменилось утверждением самой личности, интересом к чувствам и переживаниям частного человека.
Наконец, и это тоже чрезвычайно важно, поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха, - то, что Пушкин назвал "необыкновенным чутьем изящного". Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В "пушкинской плеяде" были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие своими особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры.
Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед за ним Козловым. Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов-"любомудров". На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского.
Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает со своими "Фракийскими элегиями" Тепляков.
Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэты-декабристы, соединившие в своем творчестве просветительские, одические традиции XVIII века с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии.
И наконец, последнее течение - поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это прежде всего сам Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному.
Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его "лица не общее выражение", как говорил Баратынский. В своих - "Размышлениях и разборах" П. Катенин, выдвигая требование создания своей отечественной «народной» поэзии и не соглашаясь с делением её на разные направления, писал: «Для знатока прекрасное во всех видах и всегда прекрасно...» Вершиной прекрасного в русской словесности и является поэзия Пушкина, почему и обсуждаются отечественными мыслителями три тайны гения русской классики.
Первая, издавна поражающая всех - тайна творчества, его неисчерпаемость и полнота, в которой объединено все предыдущее и заключено все последующее развитие русской литературы. Пушкин при этом оказался не просто предшественником, но каким удивительным завершителем исходящих из него же тенденций, что все более обнаруживается по ходу движения литературно-исторического процесса. Удивительны гармония и совершенство пушкинского духа, иногда определяемого как божественный дух (на этом настаивает В. Розанов).
Русские философы (В. Ильин, П. Струве, С. Франк и др.) усматривают в гениальности Пушкина тайну духа. Тот катарсис, та гармоническая красота, в которую разрешается у него все несчастное и трагическое в жизни человека, осмысливается русскими философами в качестве работы не только поэтического] дара, но и человеческого "самообуздания" (П. Струве), "самопреодоления", "самообладания" (С. Франк), жертвенности, аскезы. Творчество Пушкина - это акт самопожертвования.
При этом обнаруживается, что Пушкин утешает нас не призрачным утешением стоика, что часто приписывается ему в литературе, но такой благорасположенностью мудреца ко всей вселенной, через которую нам открывается убеждение в ее смысле. Таким образом, тайна творчества выводит и к тайне личности Пушкина - и это главное, что приковывает к себе внимание русских мыслителей. Они раздумывают над загадкой страстного влечения русской души ко всякому знаку, который исходит от него. "Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна" (А. Карташев); и заключается она в том, что он есть личное воплощение России, или, по С. Булгакову, "откровение русского народа и русского гения". Но в связи с этим нужно понять феномен "русскости", что становится особенно актуальным в наше время.
В центре старой Москвы, в городской усадьбе XVII-XDC вв. находится музей А.С. Пушкина. И хотя не сохранилось сведений о том, что здесь бывал поэт, этот уголок первопрестольной он знал хорошо. Здесь жили его друзья и знакомые, которых он навещал, а к иным обращался в своих стихах. Сохранились и здания той поры... У музея уже более чем 40-летняя история, и она могла бы быть темой отдельной публикации. Но мы решили познакомить читателя с его сегодняшним днем, тем более что после реконструкции и реставрации здания музей переживает как бы второе рождение.
Вновь открылись двери особняка на Пречистенке, 12. В преддверии 200-летнего юбилея великого поэта мы создали новую экспозицию "Пушкин и его эпоха".
Накануне капитального ремонта, реставрации и реконструкции усадебного комплекса зданий предстояло заново осознать сущность и назначение музейного учреждения, его задачи, перспективы развития. В конечном счете очередное "освоение" пространства этого дома было призвано максимально выявить богатейшие возможности музея -обладателя национальных культурных ценностей, своеобразного научно-исследовательского и культурно- просветительского учреждения. Заметим, что полифункциональность нашего музея имеет свое индивидуальное выражение благодаря собранным уникальным коллекциям, сложившимся и постоянно развивающимся разнообразным формам его деятельности. Тема "А.С. Пушкин" изначально виделась в широких исторических, литературных, культурных связях с допушкинским и пушкинским временем, с современностью. И так же как творчеству поэта присуще движение, открытые структуры, диалогические связи, "всемирная отзывчивость", музею А.С. Пушкина свойствен поиск, стремление расширить сферы своей деятельности, вступить в диалог с миром.
Первая экспозиция - "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" - была открыта в 1961 г. Затем созданы экспозиции "Мировая слава А.С. Пушкина", "А.С. Пушкин и наше время". Они сыграли значительную роль в основанном на научном осмыслении музейными средствами биографии и творческого наследия писателя, в осознании его связи с современностью. Материалы экспозиции широко использовались в научно-просветительской работе, в популяризации пушкинских произведений, много лет были базой для стажировки музейных работников страны и стали частью "Дома Пушкина" - научного и культурного центра Москвы. И все же, отдавая должное их несомненным достоинствам, нельзя не признать: к настоящему времени они требовали замены. Необходимость этого обусловлена многими причинами. Нуждались в капитальном ремонте и реставрации здание музея, его залы. За прошедшее время значительно расширились фонды, составляющие теперь около 200 тыс. единиц хранения. Это позволяло отказаться от большинства копий-ных материалов. Появилась возможность продемонстрировать неизвестные ранее посетителю замечательные произведения изобразительного.и декоративно-прикладного искусства, редкие книги, рукописи, документы XVIII - первой трети XIX в., живописные полотна и акварели В. Тропинина, П. Соколова, В. Гау, А. Молинари, С. Тончи, других мастеров.Разумеется, были учтены результаты работы последних десятилетий по изучению Пушкина, многочисленные публикации, существенно дополнившие и углубившие наше представление о поэте и его времени. Велись поиски новых форм музейного дизайна. И еще одна причина, поставившая перед коллективом музея задачу создания новой экспозиции:
за прошедшие годы изменилось само понимание музея, который мыслится теперь не как культурно-просветительское учреждение, а как институт, занимающий особое место в системе современной культуры: являясь хранилищем национальных культурных ценностей, выполняя научно- исследовательские и просветительские функции, он сегодня с помощью основанного на научном знании искусства экспозиции, представляющей самостоятельную ценность, закрепляет культурную память общества, осуществляет преемственность культурных традиций.
Основная экспозиция "Пушкин и его эпоха" размешена в 15 залах. Она призвана, демонстрируя богатство нашей коллекции, дать образное осмысление тех культурных ценностей, которые унаследовал от пушкинского времени XX в. и которые будет наследовать XXI в., раскрыть мир поэта, мир его творчества.
На площадке парадной лестницы посетителя встречает античная скульптура - муза лирической поэзии Эвтерпа. "В младенчестве моем она меня любила", - писал Пушкин о начале своего пути в поэзию. "Веленью божию, о муза, будь послушна", - этими словами он завершил свой путь. В залах музея - другие музы, воспетые поэтом: Клио, Терпсихора, Полигимния... Так заявлена одна из ведущих тем экспозиции - воплощенный в пушкинских произведениях диалог русской и мировой культур.
Одно из самых перспективных направлений современной науки о Пушкине - изучение его творчества в контексте истории, литературы, культуры и быта его времени. И у нас биографические и творческие темы даны в широком историческом контексте. Первый зал - "Пролог" - посвящен XVIII столетию, в конце которого родился поэт, второй -пушкинской эпохе в ее историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном. Батальные сцены и модные картинки, правительственные манифесты и письма частных лиц, "Свод законов Российской империи" и книги для детей. Здесь же - впервые включенные в экспозицию хроники на каждый год жизни Пушкина: в год его рождения родились Оноре де Бальзак и Адам Мицкевич, Карл Брюллов и Авдотья Истомина. В 1799 г. было запрещено танцевать вальс и носить бакенбарды. В 1799 г. А.В. Суворов одержал победы в Итальянском и Швейцарском походах. В хрониках дают о себе знать "странные сближения", которые всегда интересовали поэта: не случайно он обратил внимание на то, что шутливую поэму "Граф Нулин" писал в Михайловском 14 декабря 1825 г., не зная, что в этот день в Петербурге было восстание декабристов. Так в музее начинается путешествие в пушкинскую эпоху, рассказ о жизни и творчестве Пушкина.
Интерьеры комнат на антресолях представляют образы кабинета, детской, гостиной - они могли быть в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных, где прошло детство великого поэта (исследования последних лет, в частности работы В.Д. Берестова, позволяют отказаться от мифа о его безрадостном детстве нелюбимого родителями ребенка). В музее предпринята попытка воссоздать атмосферу гостеприимного дома Пушкиных, рассказать о взаимоотношениях в семье, о литературных интересах Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных, об их дружеских и литературных связях с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, И.И. Дмитриевым, о мире простых людей, с которым мальчик знакомился, слушая сказки бабушки и няни, совершая прогулки по Москве с крепостным дядькой Никитой Козловым.
На столе карельской березы рядом с сочинениями Гомера и Плутарха, подсвечником с оплывшей свечой - миниатюра работы неизвестного художника (по гипотезе научного сотрудника музея кандидата искусствоведения Е.В. Павловой - возможно, Ксавье де Местра): голубоглазый мальчик двух-трех лет. У этого портрета, как и у многих музейных вещей, своя интересная судьба. Подарил его народный артист B.C. Якут, исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. М.Н. Ермоловой, атрибутировала заместитель директора музея по научной работе Н.В. Баранская. Есть в музее и другие портреты Пушкина, созданные при его жизни, - это особая гордость нашего собрания. Книги, детские журналы, прописи, разрезные азбуки, игрушки -им почти два века - позволяют заглянуть в мир детства поэта.
Экспозиция "Пушкин и его эпоха" построена на сочетании хронологического и тематического принципов. Отдельные залы посвящены роману "Евгений Онегин", поэме "Медный всадник", повести "Пиковая дама", роману "Капитанская дочка".
"Евгению Онегину", любимому творению Пушкина, которому суждено было стать одним из главных произведений русской культуры, отдана большая гостиная - центральный зал парадной анфилады. Авторы экспозиции попытались увидеть "сквозь магический кристалл" его поэзии реалии той эпохи. В зале дается своеобразный музейный комментарий к роману в стихах. И дело не только в том, что здесь представлены виды Петербурга, Москвы, провинции; портреты неизвестных молодых людей и барышень; разные предметы давно ушедшего быта - и упомянутый в романе двойной лорнет, и печатка для писем, и "янтарь на трубке Цареграда", и "уездной барышни альбом". Важнее другое - в экспозиции "Евгений Онегин" осмысляется не только как энциклопедия русской жизни, но и как универсальный роман культуры, что соответствует уровню современных исследований произведения. Так, звучащий в пушкинском тексте диалог русской и мировой культур передан портретами и книгами тех поэтов, чьи имена упомянуты в романе, чьи стихи цитатами или реминисценциями включены в текст, - это Гомер, Овидий, Тассо, Петрарка, Байрон, Парни, Дельвиг, Языков, Баратынский, Мицкевич.
Экспозиционные комплексы: туалетный столик щеголя, на котором "фарфор и бронза"; модная картинка и книга с поэмой Овидия "Наука любви" (ибо в "науке страсти нежной" преуспел Онегин); бюро поэта Ленского, где лежат книги Шиллера и Гете; камин, на котором собрание книг Онегина, описанное Пушкиным, и "лорда Байрона портрет", и "столбик с куклою чугунной" (маленькое скульптурное изображение Наполеона) раскрывают мир пушкинских героев, духовные искания современников поэта, корреспондируя при этом с текстом романа. Существенно, что в экспозиции предпринята попытка интерпретировать поэтику "свободного романа", где лирические отступления являются композиционным принципом. В вертикальных витринах - по-главное первое издание "Евгения Онегина"; центр каждой витрины - воспроизведение автографа Пушкина с тем или иным отступлением. Здесь звучит голос автора, размышляющего о жизни и ее ценностях, о поэзии, о бессмертии поэта. Представленное таким образом слово соединяется с вещью, предметом, рассказывающим в свою очередь о воплощенной в пушкинском слове действительности.
Оформление зала, посвященного "Капитанской дочке", также основывается на современном прочтении пушкинской прозы. Пафос этого последнего завершенного романа Пушкина видится не в утверждении народного восстания и его предводителя Пугачева, но в доброте и благородстве, которые спасли Машу Миронову и Гринева в страшном буране кровавого мятежа и, по мысли писателя, могут спасти Россию от братоубийственной войны.
Парадная анфилада завершается торжественным залом, посвященным последним годам жизни Пушкина. Собранные тут портреты, книги, рукописи, документы рассказывают о его мужественном противостоянии обстоятельствам, о торжестве его могучего духа, о вечности созданного им искусства.
Экспозиция "Пушкин и его эпоха" - по существу, новая коллективная монография на заявленную тему. Она вводит в оборот много неизвестных материалов, изученных сотрудниками музея - портретов, книг, документов, рукописей. Среди них - прижизненные портреты Пушкина и его современников, автограф великого поэта, автографы других литераторов, редкие книги и документы. Причем исследование собранной музеем коллекции позволяет не только осмыслить жизнь и творчество поэта в широком контексте его эпохи, но и проследить пушкинскую традицию в истории культуры XIX- XX вв. Экспозицию продолжат залы, рассказывающие о Пушкине в движении эпох, кабинеты, где будут представлены отдельные коллекции - уникальная библиотека русской поэзии И.Н. Розанова; коллекция по истории русских дворянских родов Ю.Б. Шмарова; собрание портретов в гравюрах и литографиях Я.Г. Зака; редчайшие материалы П.В. Губара - книги XVIII-XIX вв., иконография Петербурга допушкинского и пушкинского времени.
У музея большие планы, в которых экспозиционной работе отводится одно из приоритетных направлений деятельности. "Там чудеса..." - так будет называться выставка, посвященная сказкам Пушкина, адресованная детям. История московского музея Пушкина, его вклад в отечественную культуру также получат экспозиционное решение. Еще -частичная реэкспонация в мемориальной квартире Пушкина на Арбате... В планах создание на Басманной мемориального дома Василия Львовича Пушкина - дяди великого поэта, известного в начале прошлого века стихотворца, старосты литературного кружка "Арзамас", театрала и библиофила, москвича, ставшего своеобразной достопримечательностью первопрестольной...
30 ноября 1998 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) открылась выставка "Евгений Онегин", "...Даль свободного романа" (созданная нашим музеем совместно с ГМИИ при участии еще 14 музеев Москвы, Петербурга, Клина). Задуманы и другие проекты: "Пушкин в московских архивах", "Пушкин и мировая культура"... На пороге XXI в. музей продолжает творческий поиск.
Доктор филологических наук, действительный член Российской академии образования Н.И. МИХАЙЛОВА, заместитель директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина