Мобильный резерв в армии. Из резервистов сделают контрактников
Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.
В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.
В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.
За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области - в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.
- Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, - рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. - Военнослужащий резерва должен учиться 2–3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.
Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.
Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, - рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. - Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.
В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.
Оклад и деньги за постой
Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке - в размере оклада, для пяти и более лет - в полтора раза больше.
Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс.рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка - 30%) - 25,3 тыс.
Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области - 3,036 тыс. рублей.
Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.
Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.
Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку - 50% - начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.
Как это работает
Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.
Есть такие понятия - текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), - рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. - К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности - это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.
Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.
Базы хранения уходят в прошлое
Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них - мотострелковые).
Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, - рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. - Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода.Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.
Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.
Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне - там раньше располагалась база.
Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.
Новые центры для резервистов
В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.
В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.
В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.
Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.
В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил - эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.
Фото: сайт
17 июля президент Путин подписал Указ № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"
Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.
Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.
Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.
Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.
Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.
Они при желании подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.
Преимущество “резервных бойцов” перед традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.
Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы в рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. По крайней мере – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.
Совсем другое дело – кадровый резерв.
67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.
Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.
То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.
Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроенные, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, были готовы в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.
Работника, призванного на военные сборы, необходимо
освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов
компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные расходы
должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального
бюджета.
Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так чтобы много, конечно, – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь и служба-то идет не все время – а, по студенческой аналогии, “очно-заочно”.
Сейчас цифры называются несколько более скромные – 5-8 тысяч рублей . При оценках общих расходов на “эксперимент”: в 2015-м - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-м - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.
Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!
И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года , потом последовал и соответствующий Закон , а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?
Но, как знать, может, такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.
Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – неспособные понять . По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.
Так что заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное, не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?
Так что пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.
В разделе
В конце ноября в России заговорили о создании людского резерва на случай глобальной войны. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Минобороны России, заместитель начальника Генштаба ВС РФ Василий Смирнов заявил, что в ближайшем будущем планируется создать институт контрактников-резервистов. Генерал рассказал, что в настоящее время активно прорабатывается вопрос изменения концепции подготовки граждан в резерве, одновременно создаётся новая система обучения «запасников». Как сегодня обстоят дела с мобилизационным резервом в Российской армии, насколько реальны планы военных создать новый институт резервистов, разбирался корреспондент «Нашей Версии».
По новым планам резервистами смогут стать военнослужащие, которые завершили службу по призыву и заключили контракт о дальнейшем прохождении службы в резерве. Услуги «запасников» понадобятся в случае войны, когда резервисты должны будут оперативно пополнить состав кадровой армии. Планируется, что за свою готовность немедленно защитить Родину в мирное время солдаты резерва будут получать деньги.
По прогнозам представителей Минобороны, этот институт начнёт действовать с 2016 года. Сейчас готовятся поправки в соответствующие нормативные акты. По мнению оптимистично настроенных экспертов, создание института резервистов не только решит вопрос с мобилизацией, но и может послужить толчком к отказу от призывной системы. А проблемы с мобилизационной готовностью сегодня серьёзные – больше года назад Министерство обороны более чем в 20 раз сократило количество военных комиссариатов на территории России. Тем самым была практически похоронена старая система мобилизации, которая полностью была завязана на работе этих органов местного военного управления. При этом ничего нового создано не было. В итоге, по оценкам экспертов, после завершения очередного реформирования наша армия окажется не в состоянии обеспечить обороноспособность страны в случае серьёзной войны даже на собственной территории. Это основывается на опыте последних военных конфликтов, который однозначно показывает, что сегодня ни одна армия мира не имеет достаточного потенциала, чтобы вести серьёзные войны только кадровым составом.
Понимают это и военные. Не случайно помимо частей постоянной готовности было создано более 60 баз хранения бригадного состава. По задумке эти базы будут представлять собой хранилища боевой техники, неподалёку на окружных складах хранится вещевое имущество, оружие и боеприпасы. В мобилизационный период такие базы будут развёртывать до штатов военного времени за счёт мобилизационного резерва. Откуда вдруг будет появляться этот резерв, до сих пор непонятно.
Эксперты считают, что Участник подобных учений полковник запаса Евгений Агафонов поделился с «Нашей Версией» впечатлениями об этих мероприятиях: «Казалось, всё делалось для галочки, было положено проводить сборы – имитировали их проведение. Правда, чем занять резервистов, толком никто не знал. В лучшем случае оторванных от работы и семей взрослых людей «грузили» политзанятиями, ещё более усугубилась ситуация в период развала армии, когда подобные сборы превращались в сборища, переходящие в массовые попойки. Так или иначе, резервисты возвращались домой, ничем не усилив свою военную подготовку. При этом на проведение подобных манёвров бессмысленно тратились миллионы государственных рублей».
Последний раз в России крупное мобилизационное учение проводилось в 2008 году, в рамках командно-штабного учения «Стабильность-2008». Тогда, как заявляли военные, впервые в постсоветское время за счёт призыва резервистов было развёрнуто целое соединение. Для развёртывания танковой дивизии было призвано 10 тыс. человек, в основном из Пермского края. Затем танкисты даже совершили марш из Перми на Тоцкий полигон под Оренбургом. Учения официально были признаны успешными. Однако за кадром осталось, что дивизия формировалась почти три месяца, а такая расторопность для современных войн, мягко говоря, недостаточная. Также ничего не упоминалось о затраченных средствах и титанических усилиях работников военкоматов, которые несколько месяцев днём и ночью буквально по подъездам отлавливали резервистов. Ничего не сообщалось и об уровне подготовки резервистов. Как нам удалось выяснить, в сборах участвовали такие запасники, которые не брали в руки оружие, не сидели за рычагами танков уже несколько десятилетий. Неудивительно, что после «успешного» учения эта дивизия прекратила своё существование.
В ходе нынешней реформы новые идеи, как реанимировать систему мобилизации, возникают регулярно. Первоначально высокопоставленные генералы заявляли о планах сформировать институт кадрового резерва из числа сокращаемых молодых офицеров, которые не успели выслужить пенсию и получить другие социальные гарантии от государства. Таких набиралось порядка 60 тысяч. Однако скоро об этих планах было забыто. Сегодня в Минобороны сложилась уникальная ситуация, когда роль кадрового резерва фактически выполняют сокращаемые в результате военной реформы офицеры. Так называемые заштатники, которых Минобороны не может уволить из-за отсутствия жилья. Эти военнослужащие получают часть денежного довольствия, при этом на них не возлагаются служебные обязанности, но в случае войны они будут обязаны взять в руки оружие. По самым приблизительным данным, их сегодня в Минобороны около 100 тысяч.
Как считают специалисты, институт контрактников-резервистов, который военные предлагают создать в 2016 году, – это прямое копирование американского «резерва первого уровня». В Америке уволенные в запас офицеры и специалисты видов вооружённых сил раз в год в течение месяца тренируются в составе своих резервных частей и частей Национальной гвардии. Плюс к этому они дважды в год по две недели участвуют в крупных учениях. За это им платят деньги и обеспечивают всеми льготами, которые положены тем, кто служит государству.
Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, сегодня в ситуации с созданием института контрактников-резервистов в Российской армии больше вопросов, чем ответов. Попытка копирования американской системы скорее всего разобьётся о российскую действительность, поскольку требует жёсткого контроля за средствами, выделяемыми на содержание резервистов, и ответственного подхода к их обучению. Кроме того, эта система не является на сегодняшний день самой эффективной, даже у самих американцев она даёт сбои, что наглядно показала война в Ираке, где регулярные части были на голову выше резервных. Для России больше подходит принцип милиционной армии Швейцарии, значительную часть которой составляют обученные резервисты – бывшие призывники, которых ежегодно призывают на сборы из запаса. Или близкий, по сути, израильский вариант, где после окончания регулярной службы все лица рядового и офицерского состава призываются ежегодно на резервистские сборы на срок до 45 дней, считает эксперт. В результате израильская армия имеет в своём распоряжении 445 тыс. человек, готовых в любую минуту выполнить вместе с кадровыми частями любую боевую задачу.
Пока неизвестно, по какому конкретно принципу будет создаваться институт контрактников-резервистов в России, но очевидно, что, поскольку российское военное руководство в ближайшие годы планирует закупать самые современные вооружение и технику, под стать ей должны быть и резервисты. Это автоматически выдвигает более высокие требования и к их подготовке, теперь их обучение должно проводиться не от случая к случаю, а необходимы регулярные сборы и учения. Военные эксперты подсчитали, что примерные затраты на содержание резервистов-контрактников составят 1–1,5 млрд рублей в год. Это минимальная сумма, которая позволит поддерживать их в тонусе и не даст потерять квалификацию. В итоге эти средства обеспечат развёртывание мобилизационного резерва численностью от 100 до 200 тыс. в случае войны. При этом в мирное время резервные военные получать должны стимулирующие выплаты минимум 8–10 тыс. в месяц.
Однако нет уверенности, что такое положение дел будет устраивать всех, к примеру работодателей, ведь резервист будет обязан несколько раз в год исчезать со своего рабочего места, и не факт, что при первой возможности такого работника не попытаются уволить.
Граждане, пребывающие в резерве
1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контракт о пребывании в резерве
1. Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, и предусматривает подготовку гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.
3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.
5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом "г" или "д" пункта 1 либо подпунктом "б" или "в" пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.
Срок контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
2. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.
3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
Заключение контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
- солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
- младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
- майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, - в возрасте до 52 лет;
- полковника, капитана 1 ранга, - в возрасте до 57 лет;
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Пребывание в резерве
Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности и ответственность резервиста
1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.
2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания исключения из резерва
1. Гражданин подлежит исключению из резерва:
а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания в запасе;
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
- в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о призыве россиян, которые пребывают в запасе, на военные сборы в 2018 году и поручил выполнение всех необходимых мероприятий правительству РФ и органам ФСБ.
Военные сборы в России определяются законодательными правилами
Согласно ст. 54 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 российские граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы, которые делятся на учебные и проверочные.
Учебные сборы – это когда идет подготовка непосредственно в войсках, а проверочные сборы представляют собой проверку боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Продолжительность учебных мероприятия определяется ответственным за это государственным органом. При этом, по закону единственное ограничение здесь заключается в том, что общее продолжение сборов не может превышать два календарных месяца.
Также граждане не могут призываться на военные сборы чаще одного раза в три года, но необходимо отметить, что новые звания офицерам запаса присваиваются в основном после прохождения подобных военных мероприятий.
Сборы выполняют задачу подготовки активного военного резерва
Кроме того, на военные сборы могут быть призваны граждане старше 27 лет и лица, которые по определенным причинам не проходили срочную военную службу, хотя на практике это допустимо только теоретически.
Дело в том, что военные сборы выполняют роль подготовки военного резерва для действующей армии, поэтому на них вызываются лица, которые находятся в активном резерве Вооруженных сил РФ. Естественно, это должны быть только реальные военные специалисты, которые могут понадобиться армии в случае развертывания новых подразделений или в случае появления вакансий.
Также не нужно забывать про то, что резервисты делятся на разряды. Например, на сборы призывается только первый разряд, а это рядовые и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет, майоры и подполковники до 55 лет, полковники до 60 лет и высшие офицеры, т.е. генеральный состав, до 65 лет, но на практике это носит выборочный характер.
В то же время, не нужно забывать про то, что подобные военные сборы имеют множество ограничений – педагогические работники, учащиеся ВУЗов и лица, имеющие трех детей, на них не вызываются. Да и штраф в размере от 100 до 500 рублей, предусмотренный в КоАП за неявку на военные сборы, говорит о том, что все это, по сути своей, носит добровольный характер.
Характер военных сборов сегодня изменился по сравнению с временами СССР
Соответственно, необходимо сделать однозначный вывод – военные сборы касаются не всех мужчин, которые подпадают под заданные в законе критерии и возрастные характеристики, а только тех российских граждан, которые реально нужны ВС РФ.
Заведующий кафедрой политологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что военные сборы выполняют в России роль подготовки активного военного резерва.
«Повальные военные сборы были характерны для советского времени, когда все брали масштабами. Тогда люди призывались очень разношерстными группами, что приводило к тому, что эти сборы были малоэффективны. Фактически, речь шла о том, что в рамках этих сборов отбывалась определенная повинность», - констатирует Кошкин.
Кроме того, не нужно забывать про то, что при СССР мы жили при совершенно другом экономическом укладе, когда был примат государственной собственности на экономику, и не было проблемы призвать людей на военные сборы. Теперь все гораздо сложнее и государству по закону придется возмещать потери работодателя за призыв ценного работника на военные сборы.
И этот момент так же сегодня учитывается, поскольку никто не собирается тратить бюджетные деньги просто так.
Вооруженные силы РФ подобным образом поддерживают свой костяк
«На сегодняшний день вся эта система военных сборов является более продуманной и гибкой. Возможно, и сейчас здесь есть какие-то издержки, но, в целом, призыв на сборы тех лиц, которые находятся в запасе и проведение с ними занятий проходит намного эффективней, что реально позволяет держать порох сухим в пороховницах», - заключает Кошкин.
В этом вопросе нельзя забывать и про тот момент, что у нас сейчас идет переход на контрактную армию. Естественно, призыв никогда не будет отменен, но уже сегодня практически все ударные боевые части переведены на контракт.
Это значит, что там служат профессионалы, и это существенно ограничивает пространство для проведения таких сборов. Ведь они не должны носить формальный характер и быть неэффективными – на них должны готовиться нужные армии военные специалисты. Все это еще раз подтверждает тот факт, что данное решение президента затронет чрезвычайно ограниченный круг российских граждан.
«В первую очередь, в таком призыве из запаса нуждаются офицеры для того, чтобы подтвердить и укрепить свои военные компетенции, поскольку это основной костяк отечественных Вооруженных Сил», - резюмирует Кошкин.
Как считает эксперт, такие сборы должны позволить военным специалистам запаса ознакомиться с теми качественными изменениями, которые за годы их гражданской жизни произошли в Вооруженных силах РФ.
«Безусловно, здесь нельзя забывать и про элемент боевого сплачивания, поскольку после таких сборов люди понимают, что они нужны и продолжают себя ассоциировать с Российской армией, а это важно», - констатирует Кошкин.