Причины своеобразия циклов последней четверти xix века. Россия в последней четверти XIX-XX веков: особенностей развития Последняя четверть 19 века
1. США в последней четверти 19 века
Конец 19 века – время перемен: США превращается из сельской республики в индустриальную, урбанистическую державу. Возникают монополии, контролирующие хозяйственную жизнь общества. Набирают силу социальные конфликты.
1.1 Экономика
Промышленное развитие
Происходят индустриализация и переход к массовому производству (благодаря росту тяжелой промышленности). Применяются новые технологии : бессемеровский способ сталеварения, механизация в добывающей промышленности . Осваиваются новые районы, богатые полезными ископаемыми (район Великих озер). Выплавка руды увеличивается в 150 раз, добыча угля – в 8 раз. В х годах самостоятельной отраслью становится машиностроение; производится оборудование как для промышленности, так и для сельского хозяйства , в т. ч. на экспорт. Быстро развиваются нефтехимия и электроэнергетика . Пищевая промышленность играет значительную роль, опережая другие отрасли экономики.
Стимул развития экономики – железнодорожное строительство (половина капиталовложений , а также субсидии и земли из государственного фонда). Протяженность ж/д достигла 190 тыс. миль, было 4 линии, в т. ч. между океанами, что позволило соединить между собой все части страны и расширить внутренний рынок .
Происходит урбанизация, население перемещается в города, появляются города-миллионеры (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия). Население страны растет за счет притока иммигрантов из Италии, Австро-Венгрии и Польши.
Производство концентрируется и централизуется. Пулы – временные соглашения между независимыми компаниями о единых ценах, тарифах и объемах производства, сменяются трестами (единый капитал). 1882 г. – нефтяной трест Рокфеллера «Стандард ойл». Затем появляются другие монополии в области пищевой и тяжелой промышленности. Третирование уменьшило затраты на управление, умерило конкуренцию и сделало возможным переход к массовому производству.
Причины бурного развития США:
Реформы – «прогрессивная эра», они способствовали введению в капитализм социального фактора.
3.4 Внешнеполитический курс США
США активизирует свои действия на мировой арене. Динамично развивающееся государство испытывало необходимость во внешних рынках и сферах размещения капитала, что могло быть достигнуто путем экспансии. Была создана идеология империалистического экспансионизма, основанная на идее, что американцам предопределено установить свое господство над «отсталыми» народами.
В 1898 г. произошла испано-американская война, в результате которой Америка получила Филиппины, Пуэрто-Рико и Гуам. В 1903 г. полуколонией США стала Куба. Были аннексированы Гавайские острова. Эти территории рассматривались в качестве плацдарма для наступления на страны Восточной Азии, в частности, на Китай.
Главное направление экспансии – страны Центральной и Южной Америки : Куба, Панама, Доминиканская республика, Гаити, Гондурас, Никарагуа. В 1895 г. США объявили о своей ответственности за положение в странах Латинской Америки, а Рузвельт в 1904 г. взял на себя роль посредника в отношениях между ними и Европой (политика «большой дубинки»). В 1903 г. Америка добилась исключительного права строить Панамский канал.
Однако в Азии и Европе США большой роли не играли. Обладая экономическим преимуществом, они оставались на вторых ролях в международной политике, поэтому бурно развивающаяся промышленность была вынуждена работать на внутренний рынок. Поэтому крупная буржуазия не была особенно заинтересована в поиске внешних рынков сбыта, и экспансия за рубежами континента была невелика. Ситуацию кардинально изменила Первая мировая война.
4. Культура США в начале 20 века
Литература
В последние десятилетия 19 в. Америка отвергла провинциализм, воцарившийся после Гражданской войны, и открылась для влияния европейской мысли и литературы. В сфере экономики наибольшее воздействие в эти годы оказала работа Прогресс и нищета (1879) Г. Джорджа, отметившего связь между техническим прогрессом и ростом обнищания. Философия прагматизма, разработанная У. Джеймсом, с наибольшей полнотой представлена в его работах Прагматизм (1907) и Смысл истины (1909). Исходя из посылки о том, что конечным критерием истинности идеи являются ее практические результаты, он призывал от абстракций и отвлеченностей обратиться к фактам. Многие новейшие вопросы экономического и социального характера стали достоянием журналистики и художественной литературы . Группа журналистов, прозванных «разгребателями грязи», безжалостно разоблачала корыстолюбие и презрение к общественному благу, свойственные американскому бизнесу на рубеже веков.
Верой в прогресс и технические открытия проникнут утопический роман Э. Беллами Взгляд назад. 2000–1887 (1888), ярко выразивший оптимизм конца века. Романы Э. Синклера, в отличие от утопии Беллами, посвящены реальной борьбе пролетариата. Занявшись по заданию редакции изучением чикагских скотобоен, он написал свой первый и самый знаменитый роман Джунгли (1906), беспощадное обличение эксплуатации. Жесткие крайности натурализма были смягчены в Америке традиционным оптимизмом и ханжеством, однако такие авторы, как С. Крейн, Ф. Норрис и Дж. Лондон, противопоставили «традиции благопристойности» суровую реальность жизни. Роман Фр. Норриса Спрут (1901) описывает борьбу калифорнийских фермеров, выращивающих пшеницу, против монополизма Южно-тихоокеанской железной дороги. Второй роман, Омут (1903), изображает разнузданные спекуляции пшеницей на чикагском зерновом рынке. Рассказами об Аляске времен золотой лихорадки прославился Дж. Лондон (1876–1916). В романе Мартин Иден (1909), основанном на автобиографическом материале, Лондон попытался рассмотреть общественные проблемы в свете биологических законов природы.
Принадлежавшая к нью-йоркской аристократии Эдит Уортон в романе Обитель радости (1905) раскрыла слабые стороны старого общественного уклада, с его ограниченной культурой и жесткими нормами поведения. Местом действия самого известного своего произведения, повести Итан Фром (1911), она выбрала унылую Новую Англию, с иронией и убедительностью поведав историю подавленной любви. Эдит Глазго с глубоким сочувствием изображала в своих романах упадок аристократической культуры Виргинии и развал сельского жизненного уклада. Героини романов Уиллы Кэсер – художница в Песне жаворонка (1915) и жительница прерий, девочка из семьи иммигрантов-чехов (Моя Антония , 1918) – действуют по наитию, как подсказывает им их природа. Мир этих живых и наивных натур – мир пионеров, а не развращенного общества. В романе Смерть приходит за архиепископом (1927) показана сила духа, которую воспитывают в человеке земля и широкие горизонты.
Зарождение кинематографа
К началу ХХ века в США существовало несколько десятков мелких киностудий, преимущественно в Нью-Йорке. Дорогая аренда помещений, постоянные судебные иски, большое количество пасмурных и дождливых дней, то, что освещение в павильонах из-за слабо развитых осветительных средств и малой светочувствительности кинопленки напрямую зависело от солнечного света, мешали кинопроизводству.
Деревня Голливуд, получившая название от огромного ранчо, находившегося на ее месте в конце 19 века, расположенная в окрестностях захолустного тогда Лос-Анджелеса, обладала исключительными климатическими и географическими особенностями: более 300 солнечных дней в году, поблизости горные массивы (в том числе знаменитый Большой каньон), огромные пространства прерий и тихоокеанское побережье. Город под боком мог поставлять строительные материалы и рабочие ресурсы, а со временем стать центром по производству кинооборудования и киноматериалов (что и произошло в дальнейшем). Земли под застройку доставались практически даром, и в Голливуде начался невиданный строительный бум. В 1907 году кинопроизводство началось в Лос-Анджелесе, в 1913 – в Голливуде. Первый фильм с которого началась история Голливуда был вестерном Сесила Б. де Милля «Муж индианки». К 1920 году благодаря быстрому росту ряда крупных студий и возникновению системы кинозвезд, здесь снималось около 800 фильмов ежегодно, а само название стало символом роскоши, сладкой жизни и иллюзорной магии кино. В течение каких то 15 лет скромная деревушка превратилась в столицу киноиндустрии Америки, так как в ней сосредоточилось около 90% американский киностудий. Обострение конкуренции приводило к краху более мелкие студий.
Стали появляться крупные объединения - так называемые кинотресты. Те в свою очередь стали объединяться с прокатными фирмами (1912 г. - «Парамаунт») Ориентация американской кинопромышленности на массового зрителя сильно ограничивала «авторские» возможности режиссеров. Система требовала «зрелищных» фильмов, приносящих больше прибыли, и потому на первый план вышли не режиссёры, а актеры-звезды (возникла система кинозвезд) и продюсеры.
Органы государственного управления. В годы правления Александра III была значительно укреплена монархическая власть, несколько поколебленная в эпоху реформ Александра II. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточились в руках императора. Реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.
Высшим законодательно-совещательным органом оставался Государственный совет. Он состоял из министров и лиц, назначенных царем. В большинстве своем это были известные сановники, многие из которых находились в весьма преклонных летах, что позволяло салонной публике именовать их госсоветовскими старцами.
Государственный совет активно обсуждал законопроекты, вносимые на его рассмотрение или монархом, или правительством.
В некоторых случаях, когда тот или иной вопрос затрагивал интересы нескольких ведомств, создавались специальные межведомственные комиссии. Их заключения обсуждались на заседаниях Государственного совета. Проект приобретал силу закона после его утверждения императором.
Главным органом исполнительной власти являлся Комитет министров. Его возглавлял председатель, функции которого были весьма ограниченны. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министерств. Комитет министров не был единым органом, координирующим деятельность отдельных ведомств. Это было собрание административно независимых друг от друга сановников.
Каждый министр имел право прямого доклада императору и руководствовался его распоряжениями.
К началу 1890-х годов в стране действовало 15 министерств и равнозначных им государственных установлений. Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: внутренних дел и финансов.
Министерство внутренних дел занималось поддержанием порядка в империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, а также сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, общественным призрением и делами исповеданий (кроме православного).
В ведении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, налоги, таможенные сборы, винная монополия, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.
Император считался главой суда и судебного управления, весь суд осуществлялся от его имени. На конкретное судопроизводство компетенция монарха не распространялась; ему принадлежала роль высшего арбитра. Свой надзор за судом и администрацией самодержец проводил через Правительствующий Сенат, строго наблюдавший за исполнением распоряжений верховной власти.
Административно-территориальное устройство. В административном отношении Россия делилась на 78 губерний и 18 областей. Отдельной административной единицей считался остров Сахалин. В состав Российской империи с 1809 года входила и Финляндия (Великое княжество Финляндское), главой которой был российский император и которая имела широкую внутреннюю автономию: собственные правительство (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.
Города Петербург, Одесса, Севастополь и Керчь - крупные порты России и стратегически важные пункты были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, подчиненными центральной власти.
Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей, и дальнейшее его деление имело уже специальное назначение: волость (для крестьянского самоуправления), участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д. Земское самоуправление было введено только в 34 губерниях Европейской России. В остальных районах делами местного хозяйства ведали правительственные органы.
Вопросы и задания
- Каковы были особенности политического строя России во второй половине XIX в.?
- Назовите высшие органы управления страной. Какими правами был наделен Государственный совет? Вспомните, когда и по чьей инициативе он был создан.
- Какие министерства имели наиболее обширные компетенции? Какие дела находились в их ведении?
- Перечислите крупные российские города, управлявшиеся градоначальниками.
- Охарактеризуйте административно-территориальное устройство Российской империи. Что такое губерния, область, уезд?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: История отечественного государства и права
Тема 21. Государство и право Российской империи в последней четверти XIX в.
Проверил: Мамкина И.Н.
План
Введение
1. Государственное устройство и реформы последней четверти XIX века
2. Новеллы в гражданском праве
3. Новеллы в уголовном праве
4. Судопроизводство
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государственные реформы 60--70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: «Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе.
В 1884 г. при Государственном совете было создано Особое присутствие для рассмотрения жалоб на определения Сената. Тем самым Сенат подпадал под контроль высшего бюрократического органа.
В феврале 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действовавший Главный комитет об устройстве сельского состояния, контролировавший ход крестьянской реформы. Этот Комитет действовал в тесной связи с Государственным советом.
При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления -- Комитет министров.
Положение Сената в качестве высшего судебного и надзорного органа упрочилось после реформы 1864 г. Еще в 1862 г. были утверждены Основные начала преобразования судебной власти в России, подготовленные специальной комиссией. К 1864 г. были подготовлены судебные уставы, вводившие новые начала судоустройства и судопроизводства.
1. Государственное устройство и реформы последней четверти XIX века
В 1880 г. обсуждался вопрос об упорядочении крестьянского общественного устройства и управления, в связи с чем встал вопрос об организации всесословных волостных органов. Они должны были стать первым звеном в системе органов местного самоуправления.
В конце 1881 г. для разработки реформы была создана специальная комиссия.
По проекту во главе волостного управления должен был стоять особый земский приказчик (волостель), избиравшийся земским собранием из местных жителей.
Комиссия закончила работу к 1884 г., однако волостное земство так и не было образовано (оно появится лишь в 1917 г.).
Реакционные тенденции в государственном управлении стали явно проявляться с весны 1882 г., когда руководство правительством переходит к графу Толстому. В своей деятельности правительство начинает ориентироваться на интересы дворянства, прежде всего потомственного.
В 1885 г. был открыт Дворянский банк, своими льготными ссудами поддерживавший поместное землевладение. Началась разработка ряда законопроектов, направленных на восстановление утраченных дворянством прерогатив. Результатом этой работы стали Положение о земских начальниках 1889 г. и новое Положение о земских учреждениях 1890 г. По этим законам дворяне должны были занять первенствующее положение в системе местного управления, а земские органы включались в общегосударственную систему управления, т.е. из органов самоуправления превращались в органы государственной власти. Земские управы подчинялись губернаторской власти, председатели управ назначались правительством, а решения земских собраний контролировались губернаторами. Бессословное земство образца 1864 г. должно было превратиться в сословную структуру, в которой преимуществом пользовалось дворянство.
В связи с этой целью подвергалась изменению избирательная система: усиливалась сословность внутри избирательных курий, уменьшилось число гласных от крестьян, губернаторам предоставлялось право выбирать гласных из числа кандидатов, избранных волостями. Число гласных от дворянства должно быть увеличено. Проект не был проведен в своем первоначальном виде, но многие его положения и главная тенденция (усиление роли дворянства в земствах) сохранились и в принятом Государственным советом Положении о земствах.
Принятию Положения о земских начальниках предшествовало введение закона о найме на сельскохозяйственные работы и закона о крестьянских семейных разделах, отстаивавших владельческие интересы дворянства.
В Государственном совете при обсуждении закона о земских начальниках высказывалось предложение заменить их мировыми судьями (по английскому образцу), однако результат обсуждения оказался совершенно иным -- мировых судей заменили земские начальники, совмещавшие в своей деятельности административные и судебные функции.
В 1882 г. были приняты Временные правила о печати, вводившие предварительную цензуру и дававшие специальному совещанию (из четырех министров -- народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Синода) право вовсе закрывать отдельные печатные органы.
В 1891 г. издан новый таможенный тариф, закрепивший протекционистскую политику государства и способствовавший давлению на иностранный денежный рынок. Вместе с тем новый тариф оказал неблагоприятное влияние на сельскохозяйственный сектор отечественной экономики. Интересы развивающейся промышленности ставились выше интересов сельского хозяйства, что ущемляло положение землевладельцев-дворян.
В 1892 г. принято новое Городовое положение. Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежавшего им имущества).
Городовое положение 1892 г. заменило для избирателей налоговый ценз имущественным. Избирательные права получали только горожане, владевшие недвижимостью. В число избирателей включались также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Мелкая буржуазия теряла избирательные права.
Для малых городов Положение вводило «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. Многие местности и районы (особенно на окраинах империи) вовсе не получали городского самоуправления.
Правительство, вынужденное в 60--80-х гг. под угрозой революционной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы, в 80--90-х гг. нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам.
Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.
2. Новеллы в гражданском праве
Развитие права во второй половине XIX в. нашло отражение в российском законодательстве. Продолжал действовать Свод законов Российской империи, который при переизданиях пополнялся новыми узаконениями. Так, X том Свода со временем был дополнен судебными уставами, Временными правилами о волостном суде, Положением о земских начальниках 1889 г. и другими новеллами.
С 1863 г. под контролем Сената начинается периодическое издание «Собрания узаконений и распоряжений правительства». Оно обобщало сенатскую практику, вбирало в себя текущие постановления министров, помещало уставы акционерных обществ, кредитных учреждений и т.п.
В качестве действующего переиздавалось и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Особое значение имеет последнее переиздание 1885 г., свидетельствующее о том, что уголовное право в России превратилось в сложную и емкую отрасль права, уровень которого соответствовал уровню и достижениям мировой юридической науки.
Эти источники дают возможность судить об изменениях в праве и процессе, происшедших в стране после реформ 1860-х гг.
В гражданском праве произошло окончательное оформление понятии юридического лица. Это понятие применялось ранее к государству, учебным заведениям, монастырям. Теперь с ростом товарно-денежного хозяйства, рынка, статус юридического лица приобрели все купеческие, промышленные, предпринимательские организации, товарищества, акционерные общества и т.п.
Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Это деление сохранялось до 1917г.
Из новелл вещного и наследственного права можно отметить лишь нормы, нацеленные на сохранение крестьянской общины. Они относятся к 1890-м гг. Это: 1) Запрет крестьянским обществам сдавать в залог частным лицам надельные земли (те, что были получены в результате реформы 1861 г. и выкуплены с помощью государства). Теперь надельные земли стали рассматриваться в качестве мирской (общинной) собственности. 2) В 1895 г к этой категории собственности была отнесена и «усадебная оседлость» (усадебный надел), которая рассматривалась прежде как собственность личная. 3) Члены семьи могли наследовать только имущество крестьянского двора, надельную же землю -- только лица, приписанные к сельскому обществу. Это могли быть и члены семьи, но и посторонние лица, ставшие членами двора: усыновленные, приемыши, незаконнорожденные, дочери, вышедшие замуж за примака, вошедшего в семью. 4) По-прежнему ограничивался раздел крестьянского двора, который мог быть осуществлен только с согласия общины. 5) Сохранялась круговая порука при уплате податей.
Эти меры были направлены на искусственное сдерживание процесса разложения общины и пауперизации населения. Они не способствовали формированию у крестьян чувства собственника. Институт частного хозяйства в деревне складывался с большим опозданием.
В семейном праве: 1) Стал более четко проводиться в жизнь принцип раздельности имущества супругов. 2) Церковь по-прежнему регулировала заключение и расторжение брака, другие личные отношения супругов. 3) Расторжение брака проводил церковный суд - консистория, и только при наличии весомых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав состояния, безвестное отсутствие супруга, импотенция). 4) До 1904 г. сохранялось наказание за прелюбодеяние. Им являлось осуждение на безбрачие.
Однако Устав уголовного судопроизводства 1864 г. существенно ограничил компетенцию церковного суда в области семейных отношений. Светскому суду были переданы дела о браках, «совершенных по насилию, обману или в сумасшествии» одного или обоих супругов. Только после его приговора консистория могла принимать решение о действительности или недействительности такого брака и об ответственности лиц, совершивших бракосочетание. По другим делам (о многобрачии лиц христианского исповедания, о кровосмешении, о вступлении в брак в недозволенных степенях родства и свойства и др.) дела переходили в уголовный суд после окончания над виновными суда духовного. Дела о нарушении святости брака (о прелюбодеянии) решались или церковным или светским судом в зависимости от того, куда обращалась оскорбленная сторона.
Всего больше новелл зафиксировано в обязательственном праве, что было связано с развитием рыночных отношений. Здесь сохраняются и совершенствуются прежние нормы и активно разрабатываются новые. О том свидетельствует бурный рост законов, регулирующих договорные отношения. Во второй половине XIX в. действовали уставы о промышленности заводской и фабричной. Ремесленный и Торговый уставы, уставы Биржевой и Вексельный, устав о торговой несостоятельности. Появилось рабочее и коммерческое законодательство, закон о найме на сельскохозяйственные работы и т.д. и т.п.
Все известные нам виды договоров действуют в России в это время. Очень широко применяется договор подряда и поставки (материалов, припасов, грузов, вещей, людей, постройку, ремонт, переделку зданий и пр.). Договор займа мог совершаться дома и нотариально (нотариат появился в ходе судебной реформы в 1864 г.). Он признавался недействительным, если был заключен подложно, во вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежно. Процент на заем определяли сами стороны, если пег, исходили из уже принятых 6 % годовых. Заемный договор мог передаваться третьим лицам с обязательством выплаты всего долга.
Более четко определялся в законе договор товарищества как договор, в силу которого несколько лиц обязываются соединить свои усилия для достижения цели. Были установлены виды товариществ: полное (псе члены отвечают за сделки товарищества всем своим имуществом), на вере или по вкладам (часть членов отвечает всем имуществом, а часть - «вкладчики» - только сделанными вкладами), товарищество по акциям (участкам) или акционерная компания (ответственность только сделанными вкладами - акциями), артель или товарищество трудовое, члены которого связаны круговой порукой, имеют общий счет. Для возникновения товарищества требовалась регистрация в государственном органе, а для акционерного общества - разрешение правительства.
Появился договор страхования, в силу которого специальное страховое общество обязывалось за определенную плату возместить ущерб при порче имущества или при его уничтожении. Договор оформлялся в письменном виде и назывался полисом.
Услуги особого свойства гарантировал договор доверенности, когда одно лицо обязывалось быть представителем другого лица, прежде всего в юридической сфере. Это совершение юридических сделок от имени и в пользу другого лица (управление имением, фабрикой, получение жалованья, пенсии и пр.). Доверенность действовала только в течение года.
Законодательство регулировало сферу личного найма. Срок его - не выше 5 лет, цели найма прежние: домашние услуги, земледельческие, ремесленные, фабричные работы, вообще всякого рода работы, не воспрещенные законом. Сохраняется ряд ограничений: крестьяне не могли наниматься без паспорта, городские жители - без вида на жительство, замужние женщины - без разрешения мужа. Существовала отдача на общественные и частные работы на срок не более 6 месяцев мещан, изобличенных в развратном поведении, крестьян, не могущих платить подати.
В 1890-е гг. стала формироваться новая правовая сфера - рабочее законодательство. Закон 1893 г. об ответственности предпринимателей за увечья рабочих предусматривал денежную компенсацию пострадавшим на производстве. Затем были приняты законы об обеспечении безопасности рабочих, занятых в пороховой, горной, железнодорожной и других отраслях промышленности. Труд детей до 12 лет запрещался, ас 12 до 15 лет мог использоваться лишь с ограничениями. Повсеместно был запрещен ночной детский труд. Уложение о наказаниях 1885 г. издания вводило наказания для фабрикантов в виде штрафа или краткосрочного ареста за «притеснения» рабочих.
Россия одной из первых стран мира ввела в 1897 г. законодательное ограничение рабочего дня. Он равнялся 11,5 часа, а накануне праздников -- 10 часам. Это было меньше, чем во Франции (12 часов), но больше, чем в Австрии (11 часов) и Швейцарии (10,5 часа). В Англии, Германии и США продолжительность рабочего дня в это время законодательство ещё не ограничивало. В Италии 12-часовой рабочий день был введен только для женщин. На предприятиях действовала фабричная инспекция, состоявшая из государственных служащих, которая улаживала трудовые конфликты между рабочими и хозяевами фабрик. Инспектора рассматривали жалобы рабочих, устраняли причины для забастовок, утверждали размеры штрафов за прогулы, опоздания на работу и т.п. Согласно закону размер штрафа не мог превышать 1/3 заработной платы. Штрафы поступали в особый фонд, который использовался для нужд рабочих. В 1805 г. в России появились профсоюзы, защищавшие интересы рабочих, а в 1912 г. введено социальное страхование.
3. Новеллы в уголовном праве
вещный дореволюционный уголовный реформа
В уголовном праве окончательно утверждаются 4 важных принципа а понимании преступного деяния: 1) нет преступления, не предусмотренного законом, 2) нет наказания, не предусмотренного законом, 3) привлечение к ответственности может иметь место лишь в случае виновности, 4) презумпция невиновности (обвиняемый становится виновным лишь на основании приговора суда, доказанности вины).
Утверждение этих принципов потребовало регламентации оснований привлечения к уголовной ответственности, и юриспруденция выработала понятие состава преступления. Это совокупность необходимых элементов для доказательства обвинения. Их 4: субъект, объект, противозаконное действие и вина. Одновременно оформилось четкое деление уголовного права на общую и особенную части.
Субъектом преступления оставалось вменяемое лицо, достигшее 10-летнего возраста (до 10 лет - полная невменяемость, с 10 до 14 - условная). Полная уголовная ответственность наступала с 21 года, с этого возраста могла применяться смертная казнь. Под объективной стороной понималось действие или бездействие преступного характера, а под виновностью - состояние, в котором лицо сознавало или могло сознавать характер своих действий. В разряде государственных преступлений по-прежнему преследовался голый умысел, угроза поджога, дал/се не реальная, приготовление к преступлению и покушение на преступление.
Закон устанавливал формы умысла: предумышленный и внезапный (прямой и косвенный). Умышленные преступления, в свою очередь, делились на совершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Стали различаться формы неосторожности: тяжелая, средняя и легкая, которые влекли за собой разные наказания.
Последнее издание Уложения о наказаниях предусматривало не менее 2000 составов преступлений, основные группы которых уже имели место в издании 1845 г. Преследовалось посягательство на личность, собственность, государственные интересы и пр., о чем уже шла речь. Устанавливалась зависимость наказания от тяжести преступления: 1) тяжкие преступления влекли за собой смертную казнь (сохранялся единственный её вид - повешение), каторгу, поселение, 2) преступления (просто) - заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом, 3) за проступки полагались арест, штраф, внушения.
Не считались преступлениями и не наказывались действия во исполнение закона или приказа, с дозволения власти, осуществление профессиональных обязанностей. Такое же значение имели крайняя необходимость и необходимая оборона.
Русское право максимально ограничивало смертную казнь. По обычному законодательству в это время она полагалась за некоторые тяжкие государственные преступления и преступления карантинные. По военному законодательству (в условиях военного положения) за мародерство, грабежи, насилия, измену и т.п. С 1891 г. в России не было ни одного приговора к смертной казни гражданского суда. В отличие от ряда ведущих европейских стран, Англии, Германии, Франции, Россия не применяла смертную казнь за убийство, даже предумышленное.
После отмены крепостного права общественность России, и ранее выступавшая против телесных наказаний, потребовала их отмены. Вопрос о них рассматривался в особой комиссии 1861 г., которая признала, что они «противны христианству и православию», а главное, что «свобода и право собственности действительны лишь при ограждении чести и личного достоинства», ущемляемых телесными наказаниями. Уничтожение их началось с указа 1863 г., отменившего телесные наказания для женщин, клеймение и наложение других знаков на преступников, ограничившего применение розог. К духовенству, учителям, крестьянской администрации они отныне вообще не могли применяться. В армии отменялись шпицрутены, кошки, линьки и другие средства телесных наказаний.
С 1866 г. розги как самостоятельный вид наказания могли применяться только по приговорам волостных судов и только в особо оговоренных случаях: за повторение в течение года проступка, за который виновный уже подвергался аресту; за совершение нескольких проступков, каждый из которых требовал ареста или более строгого наказания; за кражу, мошенничество, присвоение, мотовство и пьянство, расстраивающие крестьянское хозяйство. Но и при этих случаях требовалось разрешение земского начальника, который мог заменить это наказание по приговору волостного суда на другое. В 1900 г. розги были отменены везде, даже как телесные наказания для бродяг. Только в карцерах в местах лишения свободы они сохранялись до февраля 1917г.
К концу XIX в. уголовное право являлось одной из самых развитых отраслей права в России, уровень которого соответствовал уровню и достижениям мировой науки юриспруденции.
4. Судопроизводство
Процесс в России до реформы 1864 г. оставался в основном инквизиционным, но указом 1801 г. запрещалось применение пыток при расследовании дел. Он проходил в глубокой тайне, основывался на письменных доказательствах, полученных во время следствия. Живое непосредственное восприятие доказательств, личное ознакомление судей с материалами дела, непосредственный устный допрос обвиняемого в суде отсутствовали. Да и доказательства оценивались, как прежде, по формальной системе, закрепленной Сводом законов. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может служить доказательством.
Закон делил их на совершенные и несовершенные и устанавливал степень их достоверности. Основанием для вынесения приговора могли служить только совершенные доказательства, которые не могли быть опровергнуты подсудимым. Среди них особо выделялось собственное признание, считавшееся со времени Петра I «лучшим свидетельством всего света». Затем шли письменные доказательства, признанные обвиняемым, заключения экспертов, совпадающие показания двух свидетелей, не отведенные подсудимым. К несовершенным относились внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, показания одного свидетеля, повальный обыск, улики.
Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался лишь для того, чтобы выяснить вопрос, применялись ли к нему недозволенные приемы во время следствия. То есть процесс был письменным и негласным. По наиболее тяжким делам суд первой инстанции (нижний земский, городской магистрат и нижняя расправа) выносил не решение, а мнение, которое направлялось в палату уголовного суда, выносившую приговор. Приговоры не были окончательными, часто пересматривались в ревизионном порядке вышестоящими судами. При недостатке улик практиковалось оставление подсудимого под подозрением, которого либо отдавали на поруки, в военную службу, либо ссылали в Сибирь на поселение.
В результате реформы теория формальной оценки доказательств была отменена и ей на смену пришла другая - теория свободной оценки доказательств. Согласно ей задача суда состоит и поисках объективной (материальной) истины. Решения и приговоры судов должны опираться на истинные факты, а не на домыслы. Для этого необходим питательный разбор дел и всесторонний анализ всех имеющихся доказательств, без какого-либо вмешательства извне. Мерилом достоверности могло быть только внутреннее убеждение судей. Суды обязаны были исследовать все письменные и вещественные доказательства, анализировать показания свидетелей и заключения экспертов. В приговорах и решениях суд обязан был приводить все обстоятельства, на которых они основаны. Все процессуальные действия (обыск, производство экспертизы, выбор меры пресечения и др.) подробно регламентировались законом.
В судебном процессе утвердились принципы, гарантирующие права личности. Поэтому стороны, как в гражданском, так и в уголовном производстве, получили равные процессуальные права. Суд обязан был в равной мере выслушивать как истца, так и ответчика. Каждая сторона получила равные права на представление доказательств, дачу пояснений, опровержений выводов противной стороны, отвода присяжных заседателей, свидетелей, судей.
Все это привело к смене инквизиционного процесса состязательным. Суд приобрел устность и гласность, и материалы судебных процессов стали публиковаться в печати.
По Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. начало делу давало исковое прошение, поданное заинтересованной стороной в письменной или устной форме. В нем указывались обстоятельства дела и цена иска. Вызов ответчика в суд производился повесткой. При личной явке обеих сторон в суд рассмотрение дела могло состояться без предварительной подготовки. Словесное производство с рассмотрением доказательств сторон завершалось принятием решения.
В других случаях судебному слушанию предшествовала письменная предварительная подготовка. Обе стороны могли подготовить к нему 4 состязательные бумаги (по 2 каждая): исковое прошение, ответ, предоставлявшийся в суд до наступления срока явки, возражение истца и опровержение его ответчиком. Доклад дела и словесное состязание, на котором стороны предъявляли доказательства, свидетельства, ходатайства, происходили в открытом заседании суда. В закрытом заседании дело могло слушаться по просьбам сторон или по решению суда в связи с тем, что «публичность» могла быть «предосудительна для религии, общественного порядка или нравственности». Основное бремя доказывания, естественно, лежало на стороне, предъявившей иск. Сам суд не собирал доказательств или справок, а основывал свое решение «исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися». Обязательной, но чаще формальной, была попытка судей закончить дело миром.
В начале или в ходе разбирательства дела могло осуществляться обеспечение иска соразмерно его цене, если он представлялся обоснованными. К видам обеспечения относились положение запрета на недвижимое имение, арест движимости и поручительство. Вид обеспечения выбирал проситель. Но закон допускал замену всех способов обеспечения иска достаточной наличной денежной суммой без согласия истца.
По вынесении решение оформлялось окончательно в 3-дневный срок, определялись судебные издержки и те, на кого они возложены: на одного из тяжущихся или на обе стороны. Последние имели право обжаловать решение во второй инстанции (из окружного суда в судебную палату). Кассационные жалобы рассматривал Сенат.
На основании принятого решения оформлялся исполнительный лист, в котором четко прописывалось определение суда, вступившее в законную силу. Исполнителем являлся судебный пристав, а все местные власти, в том числе полиция и военные, обязывались оказывать ему «надлежащее содействие без всякого отлагательства».
Заключение
Итак, в конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.
Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.
Идеологами и проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III (1881 - 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно относились к реформам 1860 - 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Далее последовали другие реформы: городская реформа, судебная реформа, военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.
Список использованной литературы
1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.
2. История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров. - М.: Изд. АСТ, 1996 .
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высш., шк., 1983.
4. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М., 1961.
Размещено на сайт
Подобные документы
Преобразования государственного строя. Характеристика самодержавия. Анализ развития самодержавия на Руси. Преобразования, проводимые в начале ХIX века. законодательство первой четверти XIX века. Право в начале XIX века. Работа Государственного совета.
реферат , добавлен 15.07.2008
Политико-административные реформы первой четверти XVIII века, основные идеи петровских преобразований и особенности перехода от традиционной к рациональной модели государственного управления. Преобразования в системе высшего и центрального управления.
аттестационная работа , добавлен 15.05.2010
Характерные черты государственного строя Российской империи во второй четверти XVIII в. Изучение основных терминов и понятий по разделу программы: "Возникновение государства и права на Руси". Определение особенностей судебного процесса Московской Руси.
контрольная работа , добавлен 18.02.2010
Источники уголовного права. Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства. Понятие преступления, виды преступлений, виды наказаний. Основные особенности уголовного законодательства.
контрольная работа , добавлен 03.09.2007
Изучение путей становления и развития отечественной государственности и правовой системы. Анализ общих закономерностей развития абсолютной монархии в России. Процесс реорганизации центрального и местного управления в ходе реформ первой четверти XVIII в.
реферат , добавлен 09.03.2011
Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.
курсовая работа , добавлен 22.02.2012
Исследование истории развития конституционного права в дореволюционной России. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера. Принципы конституционного государственного управления. Становление современной Конституции.
реферат , добавлен 23.04.2015
Предпосылки реформ местного самоуправления в России 1870 года. Учреждения городского общественно управления. Выборы в городскую думу. Результаты проведения городской реформы в городах Российской империи и ее значение для политической жизни страны.
контрольная работа , добавлен 14.08.2008
Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.
курсовая работа , добавлен 28.11.2011
Сущность и основные задачи реформ в политической жизни государства. Адаптационные механизмы к реформационному преобразованию. Особенности последней российской реформы. Условия эффективной реализации реформаторских действий. Принятие Закона о реформе.
Сестры милосердия после Русско-турецкой войны. 2.- Число общин в конце XIX в., обучение сестер. 3.- Сельские общины. 4.- Иверская община сестер милосердия в Москве. 5.- Сестры милосердия в англо-бурскую войну (1899 г.).
1. Все участвовавшие в Русско-турецкой войне женщины были удостоены специально учрежденной медали, а пятеро получили особые серебряные - “За храбрость”. Кроме того, был введен знак отличия Красного Креста двух степеней (в виде креста красного цвета, в золотом и серебряном ободе соответственно) для женщин, трудившихся на поприще ухода за больными.
Большинство сестер после Русско-турецкой войны вернулось в Россию осенью 1878 г., отслужив, таким образом, в Болгарии, Румынии и частично Турции более одного года. Многие, кто шел на работу ради заработка, по своем возвращении оказывались совсем необеспеченными. Другие, отправляясь на войну, оставляли единственные источники своего пропитания - вновь устроиться на службу было трудно. Кроме того, большинство этих женщин перенесло если не тиф, то, по крайней мере, сложные стрессовые ситуации и огромное физическое напряжение: для возвращения к мирной жизни требовался некоторый период реабилитации. В этом смысле общинные сестры оказались в лучшем положении, так как вернулись под кров своих общин - неимущие вольнонаемные снова очутились в тяжелой ситуации.
Красный Крест по вышеуказанным причинам взял на себя расходы по оплате проезда сестер в Россию и обеспечение первого месяца их пребывания на родине, что, однако, не являлось глобальным решением проблемы, связанной с формированием постоянных кадров среднего медицинского персонала. Возникла необходимость обеспечения вернувшихся с фронта сестер, с одной стороны, а с другой - создание постоянных организаций, подготавливающих медицинский персонал. Одной из них стала образованная сразу после войны Главным управлением РОКК Касперовская община сестер милосердия в Одессе.
2. В то же время Главное военно-медицинское управление сочло необходимым организовать подготовку сестер милосердия для создания резерва, так как, по примерным подсчетам, для мобилизации в случае войны их могло потребоваться около трех тысяч. В 1893 г. эта цифра определялась уже вдвое большей, тогда как реально РОКК мог предоставить в распоряжение военного ведомства лишь 1300 сестер. Указанный факт стал дополнительным импульсом для создания новых общин. Если на 1879 г. в ведении РОКК, кроме вышеназванных организаций, существовали: община сестер княгини Барятинской и Александровский отдел сестер Красного Креста в Петербурге, общины в Гельсингфорсе, Тамбове, Вильне, Варшаве, Киеве - всего менее тридцати, - то к 1900 году их число увеличилось до 84. Географически их распределение по стране можно представить следующим образом: крайний северный город, где существовала община сестер милосердия, - Архангельск, крайний западный - Варшава, южный - Тифлис, восточный в европейской части России - Екатеринбург, а крайний восточный город за Уралом - Хабаровск.
Обучение сестер производилось под надзором специальных отделов Красного Креста, образованных РОККом в первой половине 1879 г. С 80-х гг. при некоторых общинах создаются постоянные курсы для подготовки женского медицинского персонала: Мариинской в Киеве, святой Евгении в Петербурге, Харьковской и некоторых других. В 1888 г. в Санкт-Петербурге был образован комитет попечения о сестрах милосердия: в его ведении находились вопросы, связанные не только с профессиональной подготовкой женщин, но и с трудоустройством, а также опекой престарелых тружениц. Впрочем, вопрос о пенсионном обеспечении сестер в полной мере разрешен еще не был. Названный комитет основал общину сестер для ухода за больными в частных домах - ранее Красный Крест такого рода помощь не оказывал. В том же году в Москве был создан аналогичный петербургскому комитет “Христианская помощь”, организовавший свою общину и приют для пожилых сестер (ул. Писемского, 9).
3. В 90-х гг. XIX века в некоторых уездах возникли сельские общины для оказания помощи пострадавшим от инфекционных, эпидемических заболеваний и стихийных бедствий. Одними из первых таких организаций стала Епифанская община, созданная в мае 1893 г. в Епифанском уезде Тульской губернии, и община в селе Подбережье Новоладожского уезда Петербургской губернии (1895 г.). В последнюю принимались девушки, начиная с шестнадцати лет, то есть с более раннего возраста, чем это было принято в столичных общинах: от приходящих требовалось лишь иметь минимальное образование в объеме программ церковно-приходских школ. Однако уездные общины не получили широкого распространения, так как на съезде земских врачей в 1895 г. было решено не создавать их в значительном количестве по причине недостатка средств у земств и невозможности дать женщинам серьезную профессиональную подготовку.
4. Перед Русско-японской войной, в 1896 г., в Москве под эгидой местного отделения Общества Красного Креста и инициативе московского дамского комитета, а именно его председательницы Агафоклии Александровны Костанда, возникает Иверская община сестер милосердия (Малая Якиманка, 17; здания детской больницы неотложной помощи № 20). При общине в 1896 г. был заложен храм, освященный лишь в 1901 г. Община была рассчитана на 20 сестер, что, естественно, не могло решить проблему с нехваткой медицинского персонала в Москве. С самого начала своего существования община находилась под высоким покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и ее супруга великого князя Сергея Александровича. Первой настоятельницей общины стала М. Н. Угрюмовская, под ее началом в первый год существования общины находилось лишь четыре сестры, прием в общине вело 22 врача, отобранные в общину специально по конкурсу и посменно ведшие прием больных. В зданиях общины располагались общежитие сестер, аптека, лаборатория, приемные покои, три врачебных кабинета, операционная и палата на две койки. Вскоре были подведены водопровод и канализация, керосиновое освещение было заменено газовым.
В 1897 г. была открыта хирургическая клиника с операционной и шестью палатами на 16 коек. Стационарное лечение было платным. К началу XX века здесь уже трудилось 47 сестер и 24 испытуемых - к этому времени помощь была оказана более чем 40 тысячам больных, половина которых была прооперирована. Сестер отбирали довольно тщательно: принимались девушки и женщины, как мирянки, так и монахини, с образованием не ниже четырех классов гимназии. В июне 1900 г. по распоряжению Главного управления РОКК пять сестер Иверской общины во главе со старшей Анной Куликовой было отправлено в Забайкалье, где формировались воинские части русской армии для подавления Ихэтуаньского восстания в Китае. Эти сестры действовали в лазаретах Приамурья и Манчжурии, иногда перевязывая раненых в полуразрушенных фанзах, претерпевая множество лишений от неустроенности, скудного питания и морозов. Вернулся этот отряд лишь в июле 1901 г. Позднее на Дальний Восток был направлен второй отряд из 16 сестер под началом пяти врачей и самой настоятельницы А. К. Пиваркович. Уже 20 сентября в Благовещенске им был развернут лазарет, где была оказана помощь первым пострадавшим, которых к началу октября оказалось около тысячи. 5 октября отряд переместился в Хабаровск, куда раненые поступали вплоть до января 1901 г.
5. Перед войной с Японией некоторые русские сестры участвовали в боевых действиях в период англо-бурской африканской войны. Буры - потомки европейских переселенцев-протестантов, главным образом голландцев, бежавших в Южную Африку от религиозных преследований времен Реформации XVI века. Обжитые ими территории (совр. ЮАР) были богаты алмазами и золотом, поэтому они быстро стали объектом завоеваний со стороны Британской империи. Англо-бурские войны хорошо известны благодаря романам Л. Буссенара “Капитан Сорви-голова” и “Похитители бриллиантов”.
Осенью 1899 г. на общественные пожертвования был сформирован санитарный отряд от Комитета помощи бурам, состоявшего из живших в Петербурге голландцев. Независимо от них в Африку был направлен отряд Красного Креста. Первый отряд наполовину состоял из голландцев и наполовину из русских, в него вошли несколько сестер из Крестовоздвиженской (старшая сестра в отряде Иозефина Ежевская), Георгиевской и Александровской общин. Из общины св. Георгия была оставившая интересные воспоминания об этом путешествии сестра С. В. Изъединова. Характерно, что у сестер отряда красный крест был нашит на задней части косынок, “чтобы англичане по нас не стреляли, когда мы станем удирать”, ехидно замечала Изъединова.
Сестры обслуживали лазарет, рассчитанный на 40 коек. Условия были сложными уже из-за одних климатических условий, когда дневная жара от + 40° сменялась ночным холодом до – 7°. Сестрам, кроме того, не повезло с размещением лазарета, который при громоздкости оборудования не мог перемещаться быстро, а поскольку линия фронта непредсказуемо менялась, походный госпиталь часто оказывался там, где военные действия не велись и приходилось простаивать, так как при отсутствии раненых медицинская помощь никому не требовалась. Так, например, произошло в Ньюкестле, лазарет которого позднее, с изменением фронта, был завален работой. В другом месте, после перемещения отряда в Попларс, по замечанию той же Изъединовой, “выбор доктором фан-Леерсумом дома для устройства перевязочного пункта был столь удачен, что на нем разорвало первую английскую бомбу”. К 1900 году, тем не менее, все участвовавшие в англо-бурской войне русские сестры благополучно возвратились в Россию.
Похожая информация.
Накануне грозных событий революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. Неоклассицизм проявил себя прежде всего в архитектуре, где художники-архитекторы, воплощая мечту о гармоничном мире, пытались решить грандиозные задачи идеального города, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду. Замыслы Леду были утопичными (проект ансамбля города Шо, 1771-1773). Но более рационально мыслящий Жак Анж Габриэль с его оформлением площади Людовика XV (площади Согласия), открытой к парку Тюильри и на Сену и связанной с широкими зелеными массивами Елисейских полей; с его решением Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, в законченных, зримых архитектурных образах воплотил эстетику искусства неоклассицизма. С приходом к власти Наполеона и еще ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущее художественное направление - неоклассицизм. Он стал более условным, холодным, более внешним. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи. Стиль ампир - монументальный, репрезентативный в экстерьере, изысканно-роскошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы и орнаменты.
В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, тенденциозный программный характер.
В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748-1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм».
Сын крупного парижского негоцианта, окончивший Королевскую Академию, Давид в ранних работах близок традициям позднего барокко и даже некоторым стилистическим элементам рококо. И только попав после получения «римской премии» как лучший ученик Академии в Италию (1775), познакомившись с памятниками античности, испытав, как многие художники тех лет, влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса, Давид находит свой путь.
Накануне революции идеалом французского буржуазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия; в театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга предыдущего столетия, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так выкристаллизовывался новый стиль, и Давид в своей картине «Клятва Горациев» (1784-1785) выступил его глашатаем. Гражданская публицистическая тема, поданная на сюжете из истории Рима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами,- решенная прямолинейно, в строгой, почти аскетической манере, явилась боевым знаменем новых эстетических взглядов. Логически ясная композиция, где фигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распределены на три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева - братья, справа - женщины, оплакивающие их, замок композиции - фигура принимающего клятву отца), линеарно-пла-стическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткий локальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный и лаконичный язык создают монолитность произведения. Несомненно, в «Клятве» есть черты некоторой напыщенной декламации, которая была сродни игре актера Тальма, исполняющего роль в трагедии Корнеля «Горации».
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховного существа» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.
В 1793 г. в Лувре был открыт Национальный музей. Лувр отныне стал не только центром художественной культуры, но и художественной школой, куда приходили и приходят поныне художники не только для копирования, но и для постижения самих себя.
В 1790 г. Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч» (1790-1791), задумав создать образ народа в едином революционном порыве, которую, однако, успевает выполнить только в рисунке (сохранился картон, показанный в Салоне 1791 г., подготовительный рисунок, холст с намеченными фигурами, альбом с карандашными зарисовками). С 1792 г. он является членом Конвента, народного собрания революционной Франции, затем, в конце 1793-начале 1794 г.,-его секретарем и даже председателем. После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет одну из самых знаменитых своих картин «Убитый Марат», или «Смерть Марата» (1793). Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право...»); голова, обернутая полотенцем, и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились; на тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано «Марату - Давид». Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы - все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. «Смерть Марата» была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинный реалистический жанр. Но сюжет большого исторического значения при живой современной форме превратил ее в историческую картину. В этом смысле справедливо замечание Н. Н. Пунина, что все исторические картины, начиная со «Смерти Марата», выросли из живописи жанровой, включая многие произведения:и Жерико, и Делакруа, и Курбе.
Ж.Л. Давид. Смерть Марата. Брюссель, Музей современного искусства
С 1793 г. Давид входит в Комитет общественной безопасности - орган революционной диктатуры французской буржуазии - и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Естественно, что после падения якобинской диктатуры, событий 9 термидора политическая карьера художника обрывается, а его самого (ненадолго) арестовывают.
Ж. О. Д. Энгр. Портрет мадам Девосе. Шантийи, музей Конде
Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет «Сабинянок» (1795-1799), громоздкое архаическое произведение, далекое от суровых и лаконичных решений прежних лет. На возвышение Наполеона он отвечает полотном «Леонид при Фермопилах» (1800-1814), в котором хотя и прославляется Спарта, но в образе спартанского героя довольно ясно проступают черты идеализированного сходства с первым консулом, в 1804 г. ставшим императором.
В период империи Давид - первый живописец императора. По его заказу он пишет огромные картины («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801; «Коронация», 1805-1807), хотя и исполненные с живописным блеском, но холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и театральной патетики. В изображении Наполеона на Сен-Бернаре еще много романтического чувства: герой на вздыбленном коне, в резком движении, с вдохновенным лицом. В «Коронации» же, как верно замечено исследователями, Наполеон бесстрастен и величествен. В окружении родственников, духовенства во главе с Папой, блестящих маршалов и дипломатического корпуса император коронует смиренно преклонившую колена Жозефину. Блеск позумента, красного бархата, белых шелков и драгоценностей -все нацелено на передачу прославления императорской власти.
Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают бывшего члена Конвента, некогда проголосовавшего за смерть короля, эмигрировать из Франции. Отныне Давид живет в Брюсселе, там он и умирает.
Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. В таких портретах, как парные портреты супругов Серезиа (1795) или знаменитый портрет мадам Рекамье (1800), Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма начала XIX в., который получил в искусстве наименование стиля ампир.
Ж.О.Д. Энгр . Фетида, умоляющая Юпитера (Зевс и Фетида). Экс, музей Гране
Давид явился создателем огромной школы учеников. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и, наконец, великий художник Энгр.
В первое десятилетие XIX в. позиции классицизма как ведущего стиля в искусстве были еще очень сильны. К этому периоду относится становление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доменика Энгра (1780- 1867). Именно Энгру предстало превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.
Вышедший из среды тулузской художественной интеллигенции, учившийся в Тулузской академии изящных искусств, Энгр в семнадцатилетнем возрасте попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности давидовского классицизма, отрицая современность, и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Энгр преклонялся перед античностью. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Произведение, за которое он получил «Grand Prix de Roma»,- «Послы Агамемнона у Ахилла» - свидетельствует о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный рельеф, колористическое решение подчинено рисунку, линеарно-пластической моделировке. В «Автопортрете в возрасте 24-х лет» (1804) уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. На модель Энгр смотрит более отчужденно, чем его учитель Давид. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль. Так, в портрете мадам Ривьер особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник. Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек. Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фоне ясного, но далекого пейзажа. Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира (оба портрета написаны в 1805 г., выставлены в Салоне в 1806 г.).
В это время Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, и знаменательно, что на одном из маленьких тондо, выполненных в масляной технике, он запечатлевает домик Рафаэля -художника, который на всю жизнь остался для него образцом для подражания, истинным кумиром. В Риме Энгр создает в 1807 г. один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан зеленый плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Так, вполне и в совершенстве постигший классицистическую методу, Энгр не всегда следовал только светотеневой, линеарно-пластической моделировке. Наконец, неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было и само появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр. Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушной среде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название «Купальщица Вальпинсон» - по имени первого владельца картины. Розовые пятна головной повязки «Купальщицы» возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению.
Тончайшим колористом, преклоняющимся перед классическим совершенством модели, выступает Энгр в портрете мадам Девосе (1807). В следующих женских портретах у Энгра появится чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор, изображение иногда множится, отражаясь в зеркале («Портрет мадам де Сенонн», 1814; «Портрет мадам Инес Муатессье», 1856).
В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицистическим темам. В отличие от Давида он, далекий от политических волнений, стремится проникнуть в суть языческого мифа. Явным нарушением классицистических норм явилась большая картина Энгра «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет которой заимствован из первой песни «Илиады». Во имя особой эмоциональности художник делает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатомической правильности, неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея,-и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы.
Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает «Портрет Паганини», 1819; групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Веккио Стамати, 1818; семьи брата императора Люсьена Бонапарта, 1815, и пр. Как ни был привержен Энгр к античности, ею не могла быть исчерпана вся красота мира, которой он поклонялся. Энгр обращается и к сюжетам из средневековья, и к раннему Возрождению, и к периоду Высокого Ренессанса.
Но главным трудом его в это время становится алтарный образ для церкви его родного города Монтобана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам великого художника, но эта прямая зависимость лишь подчеркнула искусственность произведения и придала ему заведомо архаичный характер. Парадокс состоит, однако, в том, что именно это творение принесло художнику, ранее официально не признававшемуся, успех в Салоне 1824 г. Отныне он становится признанным главой официальной французской школы. Заметим, что на этой же выставке была экспонирована «Резня на Хиосе» Делакруа. Не потому ли противники родившегося нового направления - романтизма и обратились к Энгру, сделав его «хранителем добрых доктрин» слабеющего и ветшающего классицизма, что надвигалось новое мощное оппозиционное ему направление?!
В 1824 г. после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне и до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов, владельца газеты «Journal des Debats» Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств», пишет с такой силой и верностью, что современники называли его изображением «Юпитера-Громовержца нового времени», а когда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра». В этом произведении в строгости и монохромности письма Энгр оказался наиболее близок традициям школы своего учителя Давида.
Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности. Самое пленительное произведение старого мастера - его «Источник» (1856). Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода,-аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь, соединив конкретность форм с пластическим обобщением. Этого-то как раз и не умели многочисленные подражатели художника, его эпигоны, усвоившие лишь голую схему приемов Энгра, но не постигшие его сути.
Энгр умер, когда его главными противниками были уже не романтики, а новые художники, громко заявлявшие о своем пристрастии к изображению ничем не прикрашенной действительности.