Творческие игры. Методический материал "игры на развитие креативности" Упражнения на креативность для студентов
И подраздела «Способности»), то нужно продолжить 🙂 И сегодня мы разбираем, как повысить творческий потенциал . Что, без сомнения, необходимо (надеюсь) каждому человеку в его жизни. Ведь творческий подход к решению жизненных задач — это не только эффективность, но и удовольствие 🙂
Как повысить творческий потенциал? Естественно и традиционнно, для начала нужно разобраться с тем, что же такое творческий. Чтобы было точно понятно, что мы собрались развивать. И, опять же, традиционно мы обращаемся к Википедии:
Творчество — это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Или, если упростить и обобщить, творчество - это:
Ну а творческий потенциал, само собой — это то, насколько каждый конкретный человек может творить. Соответственно, определившись с проблематикой, мы можем перейти к советам о том, как можно повысить творческий потенциал.
Для начала — воспользуйтесь советами из статьи «Моменты, которые уничтожают творчество «.
- Для некурящих - кофе и пончик. Комбинация глюкозы и кофеина повышает внимательность.
- Жвачка повышает концентрацию сильнее, чем кофеин, правда, эффект длится всего 20 минут.
- Рисуйте и чертите. Если размышлять о проблеме и параллельно что-нибудь рисовать, это повысит концентрацию и усилит память.
- Думайте об умных людях - известных ученых, предпринимателях. Мысли об умных людях рождают поток ассоциаций («гениальный», «талантливый», «одаренный»), которые в свою очередь рождают правильный ментальный настрой. Эффект длится 15 минут.
- Общайтесь с другими людьми, интересуйтесь их жизнью, не позволяйте чувству одиночества овладеть вами. Одиночество не только бьет по когнитивным способностям, но и ведет к преждевременной смерти.
- Физические упражнения.
- Слушайте классическую музыку. Любая другая музыка дает нейтральный или отрицательный эффект.
- Не распыляйтесь.
- Высыпайтесь. Разным людям требуется разная продолжительность сна. Не надо подражать неспящей элите. Кстати, подробнее про сон можно прочесть в статье «Как меньше спать — без вреда для тела? «
- Если решаете задачу на озарение, примите горизонтальное положение. В лежачем положении снижается уровень норадреналина и активность голубого пятна, что ведет к расслаблению, повышению креативности и, в конечном счете, к решению.
- Верьте в себя. Убеждения влияют на когнитивные способности. Даже простое ношение белого халата повышает точность и внимательность.
Также в раскрытии творческого потенциала могут помочь:
Новое окружение . Сходите туда, где вы еще никогда не были или куда заходите очень редко. Это может быть новый большой парк или ювелирный магазин в соседнем районе.
Новые запахи . Купите флакончики с эфирными маслами или любые ароматизированные предметы. Каждое утро, как только проснулись, вдыхайте новый запах - это позволит «разбудить» мозг.
Закрытые глаза . Вечером не включайте свет в квартире - ходите по комнатам по памяти. Это упражнение повысит внимание и концентрацию. Также можно принимать душ с закрытыми глазами. Так как вы ничего не видите, резко активизируются другие органы чувств.
Смена рабочей руки . Чистите зубы не рабочей рукой, а той, которая менее активна: если вы правша, чистите зубы левой рукой, если левша - правой. Также можно тренироваться писать левой рукой, мыть посуду левой рукой и так далее.
Новый гардероб . Носите разные вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.
Новая дорога . Ходите на работу (в магазин) новой, незнакомой дорогой. Даже если новый путь будет длиннее, ничего страшного. Это не только положительно скажется на работе мозга, но и поможет поддержать стройность. Рекомендуется каждый день гулять не менее 5 километров. А лучше более.
Уверенность в себе . Будьте увереннее в себе. Даже если вам предлагают работу, в которой вы не очень разбираетесь, соглашайтесь. Мозг быстро активизируется, когда вы не совсем точно знаете, что делать. Ну и потом, всегда можно найти кого-нибудь, кто сделает работу за вас за меньшие деньги 🙂 Ешё и бизнес получится.
Монеты . Научитесь различать монеты разного достоинства только пальцами. Упражнение полезно делать, когда вы кого-нибудь или чего-нибудь ждете. Время идет быстрее, и ожидание становится не таким томительным.
Разнообразный отдых. Если выходные вы обычно проводите в городе, то в следующий раз отправляйтесь на природу. Не любите слушать музыку? Сходите на музыкальный концерт - вы получите массу новых ощущений. Если даже вам совсем не понравится, сможете уйти.
Новый темп . Это упражнение можно сделать в выходной день. Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы и минуты не можете усидеть на месте, заставьте себя все делать неспешно. Это требует большой концентрации.
И теперь собственно упражнения для повышения творческого потенциала
Упражнение «Две случайности».
Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует ум.
Естественно, словарь — это не обязательно. Это упражнение отлично выполняется при прогулке по городу (помните, выше мы говорили про то, что нужно гулять не менее 5 километров в день? — так вот, теперь вы знаете, чем себя в это время занять 🙂
Вы просто находите два любых предмета — машину и дом, дерево и уборщицу, провода и кошку — и определяете, что между ними общего. Например, вы увидели баржу и чайку. И тут же пробуждается фантазия: чайки, экскременты, баржи, памятники, грузчики и так далее.
Сумасшедший генетик
Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное – процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.
Ну а если качество рисования вам не безразлично, то предлагаем вам серию статей «Как научиться рисовать? Легко! «. Кстати, научиться рисовать — это хороший путь для развития творческих способностей.
Безумный архитектор
От животных перейдем к архитектуре, давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.
Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» - сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
Чем живее вы себе это представите — тем лучше. Потому что живость фантазии — это основной компонетн творческого потенциала. Что мы, собственно и повышаем.
Упражнение для повышения творческого потенциала «10+10»
Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» - черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
Пример — кошка. Прилагательные, которые подходят:
- мягкая,
- пушистая
- тёплая
- добрая
- изящная.
Прилагательные, которые абсолютно не подходят:
- чешуйчатая,
- ледяная
- неуклюжая
- жирнющая
- тупая.
Естественно, у каждого человека будет свой набор ассоциаций. Но упражнение — не предмет для обсуждений и споров. Упражнение приучает ваш ум слушаться ваших команд и выдавать нужные решения.
Упражнение «Придумай название»
Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения – название обязательно должно вам понравится.
Например, подводная лодка = прибор для многоразового герметичного погружения в неизведанные морские глубины. Ну и так далее.
Кстати, это упражнение очень любят дети 🙂 По крайней мере, некоторые из них.
Повторяйте перечисленные упражнения каждый день по нескольку раз и обязательно станете творческой личностью! Кстати, один из признаков, что вы находитесь на финишной прямой к творческой личности — это
способность самостоятельно придумывать упражнения для развития творчества 🙂
Ну и напоследок ещё несколько советов по повышению творческого потенциала, о которых мы забыли:
Решайте загадки , интеллектуальные задачи, ребусы, шарады, логические задачи и головоломки
Заблокируйте на время одно или несколько чувств — ешьте с завязанными глазами, заткните уши во время выполнения обычных дел, примите душ с закрытыми глазами. Также хороший вариант — заблокировать одну руку (привязать) и / или закрыть один глаз, одно ухо. Оригинальные ощущения, однако.
Находите новые способы использования обычных предметов — например, сколько разных способов применения обычного гвоздя вы сможете придумать?
Опровергайте свои предположения. Этот способ развития творческого потенциала родился в Древней Греции.Так, при обучении, молодые эфебы были обязаны для начала
- а) доказать определённое утверждение так, чтобы в это поверили присутствующие
- б) опровергнуть его, также убедив всех присутствующих.
Научитесь жонглировать , занимайтесь спортом, соблюдайте осанку , учитесь одной рукой / ногой выполнять не то же действие , что и другой рукой / ногой (например, одна рука рисует в воздухе круг, а другая в то же время — квадрат).
Играйте в шахматы или другие логические игры (например, го, рэндзю и так далее).
Развивайте наблюдательность — например, обращайте внимание на красный цвет в течение дня или находите автомобили определенной марки в общем потоке, придумайте тему и сосредоточьтесь на ней.
Учите иностранный язык. Например, очень хорош в этом отношении : учится легко (особенно с помощью статьи «Изучение языка с помощью этимологии на примере эсперанто «) и может быть использован для ускорения изучения других иностранных языков, если вам они когда-нибудь понадобятся.
Пишите — напишите рассказ, стихотворение или заведите блог. Вообще, записывать ЛЮБЫЕ идеи, которые приходят вам в голову — это отличный способ приучить ум выдавать нечто более оригинальное, чем обычно.
Не смотрите телевизор и не читайте газет.
В общем, способов повысить творческий потенциал масса!
Главное — их регулярно применять. И ваше творческое начало будет расти не по дням, а по часам 🙂
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
- Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
- Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
- Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
- Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
- Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).
Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)
Задачи:
- Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
- Осознание характеристики креативной среды.
- Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы : мяч.
Время : 2-5 минут
Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Каталог:
DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков
В современном мире, где, кажется, все уже создано и придумано до нас, важным качеством работников является креативность. Этим термином называют творческие способности человека, его способность создавать что-то новое, придумывать новые способы работы или продуцировать новые идеи.
В мире бизнеса, где конкуренция всегда высока, очень ценятся эти умения человека, а creativity уже давно рассматривается как одна из основных компетенций при приеме на работу. Для некоторых профессий, например, рекламщиков, маркетологов, журналистов, креативщиков и других творческих специальностей, это вообще является главным качеством, необходимым для работы.
Положительным моментом является то, что творческие способности можно развить в каждом человеке. Они изначально заложены в каждом человеке, а непосредственно развитие креативности зависит только от него самого. Специально для людей, которым хочется раскрыть свой потенциал полностью, разработаны тренинги и курсы.
Какая может быть польза от тренинга творческих способностей?
Он будет эффективен для разных групп людей:
- руководителям компаний и топ-менеджерам,
- директорам по развитию и арт-директорам (чтобы сделать компанию уникальной и оригинальной),
- специалистам рекламного бизнеса,
- фрилансерам и представителям творческих профессий,
- специалистам, работающим в продажах,
- обычным людям, стремящимся раскрыть свой творческий потенциал вне работы.
Также подобный тренинг полезен людям, которые думают, что не всегда справляются со служебными обязанностями; тем, кто стремится к быстрому карьерному росту; тем, кто хочет сменить работу; тем, кто не справляется с решением сложных ситуаций; тем, кто чувствует, что может работать плодотворнее и эффективнее. На нем решаются следующие задачи :
- осознание настоящего уровня креативности человека,
- определение внутренних барьеров, мешающих креативности, и работа с ними,
- овладение практическими методами разработки креативных идей,
- повышение гибкости мышления, выход за рамки привычного,
- появление новых возможностей для реализации своих способностей и талантов.
Главным результатом прохождения тренинга креативности является способность генерировать новые оригинальные идеи , помогающие в решении рабочих или бизнес-задач, а также в личной жизни.
В чем заключается программа?
Программа тренинга развития креативности включает в себя большое количество практических упражнений и минимум теории.
В ходе тренинга рассматриваются следующие модули:
- появление креативного решения для стандартных или нестандартных задач,
- влияние личности на принятие решения,
- личная и групповая креативность, (это может быть полезно при работе в команде)
- способы «рождения» креативной идеи: мозговой штурм, ассоциативный метод, ментальные карты и т.д.
На тренинге используются следующие методы работы: ролевые игры, групповые дискуссии, мини-лекции, разработка идей на основе предлагаемых методов.
Как выбрать нужный тренинг?
При выборе тренинга креативности нужно осознать свой уровень развития творческих способностей и его важность для вас. Если развитие креативности необходимо для решения рабочих вопросов, следует отдать предпочтение варианту тренинга, длящемуся около недели. Если вы хотите пройти подобный курс из-за усталости и творческого кризиса, но проблем с креативностью не возникает, можно выбрать более упрощенный вариант, который просто вновь вернет вам творческий потенциал .
Это так же поможет Вам поднять настроение на работе. Чаще всего подобный тренинг проводят по индивидуальному графику. Творческие способности – это не какой-то навык, который от постоянного повторения сформируется, это сложная сфера, которую нужно «включить». А это у каждого человека происходит индивидуально.
Также перед выбором тренинга следует подумать о том, чего вы ждете от занятий. Если это тренинг для креативной команды одного рекламного агентства, можно отбросить некоторые формальности и сразу приступить к попыткам включения креативности и созданию шедевров в виде слоганов, рекламных макетов и т.д.
Если же тренинг планируется для ранее незнакомых людей, нужно подобрать аудиторию. Так как тренинг креативности предполагает тесное сотрудничество и работу в группе, желательно выбрать аудиторию людей похожих профессий или со схожими проблемами.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра общей и педагогической психологии
Тренинг креативности для старшеклассников и студентов
Знакомство: Ведущий тренинга должен представиться и познакомиться с группой. Для знакомства можно использовать какую-нибудь вещь (игрушку или мячик, например), которую участники группы будут передавать по кругу, тот, у кого в руках находиться вещь должен будет назвать своё имя и экзотическое животное (участники группы не должны повторяться).
Теоретическая часть: Ведущий рассказывает о целях данного тренинга: «Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. И как раз таки целью нашего занятия будет осознание креативности в себе и её развитие методом нахождения нестандартных (креативных) решений на поставленные задачи»
Упражнения: Первое упражнение : Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д. Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас, и сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Задача выбранного участника группы — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он(а) может называть любого из вас, по своему выбору, и тот, кого назовут, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, сообщить, что написано на карточке. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, я сообщу ему об этом» Так же ведущий может добавить: «Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться». Это поможет участникам лучше высказать своё мнение об этом упражнении.
Второе упражнение: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция: «Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого». В ходе обсуждения проделанной работы можно задавать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?"», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?» Третье упражнение: Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки. Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали". Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут.
Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору. Затем ведущий продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается Четвертое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух" – название птицы, во втором случае "земля" – животного, и если было сказано "вода" – название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее». По ходу работы ведущий побуждает участников группы увеличивать темп. Пятое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались».
Рефлексия: После завершения всех упражнений, ведущий предлагает участникам группы ещё одно упражнение, его смысл заключается в получении обратной связи в творческой форме. « Я предлагаю вам составить пятистрочие, которое будет отражать ваши впечатления о прошедшем тренинге и его ключевую идею. Всё очень просто: Первая строчка : существительное, наиболее точно и емко отражающее основную идею прошедшего тренинга. Вторая строчка : два прилагательных, характеризующих тренинг. Третья строчка : три глагола или деепричастия, описывающие действия, происходившие на тренинге. Четвертая строчка : фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему. Пятая строчка : любое слово, отражающее общую суть темы стиха» На сочинение дается 5 – 6 минут, потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.
О чем мы будем говорить:
- Что такое креативность?
- Как можно использовать мою креативность в жизни и в учебе?
- Сложно ли придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
- Как реагировать на возникающие новые ситуации, условия, изменения и как действовать в ситуациях новизны и неопределенности?
- Как создавать что-либо новое, необычное?
- Какие личностные качества помогут мне в развитие своих творческих способностей?
- В чем моя гениальность?
- Как создать креативны продукт своей деятельности?
Для чего этот тренинг нужен:
- Поможем ребенку преодолеть барьеры проявления своей креативности;
Увидеть в окружающем пространстве характеристики креативной среды;
Отработаем навыки и умения управления креативным процессом; - Поможем найти творческий подход к учебе.
- Развитие способности ребенка находить новые нестандартные (креативные) решения жизненных задач;
- Поможем понять, в чем его личная особенность и как ее применить в жизни, общении учебе.
Ведущий – Лира Саитова
Магистр образования, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ, тренер направлений личностного роста и развития креативности.
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»
Правила:
Знакомство
Рефлексия:
Рефлексия:
Отметить креативные веточки.
Задачи:
Основная часть
Атрибуты: апельсин.
— Апельсин сладкий……
Рефлексия:
Атрибуты: мяч.
Рефлексия:
Рефлексия:
© 2017 Образовательный портал «educontest.net». Обратная связь | Пользовательское соглашение | Распечатать страницу
Тренинг креативности, творческих способностей
Составил Макушина Алена Ивановна
Руководитель РМО учителей ОО «Искусство»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.
Архангельского»
Цель: осознание креативности, способностей к творчеству в себе и их развитие.
Правила групповой работы, понятие тренинга.
Тренинг – это наиболее эффективная групповая форма работы, в которой практически прорабатываются различные проблемы.
Правила:
Все, что произойдет – произойдет «здесь и сейчас», то есть все проблемы должны остаться за пределами этой комнаты;
Необходимо проявлять активность, успешность работы зависит от вашей активности;
Все происходящее касается только вас: можно делиться только своими мыслями и переживаниями.
Многие из Вас знают друг друга же давно, кто-то знакомы заочно, кто-то встретились впервые, но сегодня мы попытаемся познакомиться поближе, с тем, чтобы нам проще, удобнее было общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни воспитание и обучение наших детей.
Знакомство
Упражнение «Приветствие + улыбка» (2 мин)
Цель: Познакомиться. В ходе знакомства передать положительные эмоции.
— Я начинаю знакомство, взглядом вызываю для знакомства одного из участников тренинга, по знаку участники встают, идут на встречу, друг другу, при встрече в центре они приветствуют друг друга пожатием руки, представляются (имя), обмениваются комплиментами и садятся на место своего напарника.
Рефлексия:
Мы часто обращаем внимание на собственные недостатки и недостатки других людей, сегодня мы попытались увидеть положительное в каждом из нас.
Чей комплимент получился самым необычным или самым неожиданным?
Что Вам помогла придумать комплимент?
Просто ли Вам было озвучить его? Почему нет?
Выявление самочувствия, настроения участников
Упражнение «Дерево» (7-10 минут)
Цель: определение настроения каждого участника, настрой на работу.
Атрибуты: лист ватмана с изображенным стволом дерева, маркеры, фломастеры, краски.
— Наше «Я» это самая большая загадка. Сегодня мы изобразим НАШЕ «Я» в виде дерева с листочками и веточками. Каждому из Вас предстоит изобразить веточку и придумать слово, которым Вы могли бы охарактеризовать свое «Я» НА РАБОТЕ (написать его рядом с веточкой и листочками). В результате у каждого должна получиться СВОЯ веточка.
Рефлексия:
У нас с Вами получилась симпатичная крона дерева каждая веточка, это ваше «Я».
Отметить креативные веточки.
В целом описать настроение по цвету, который использовали участники.
Определение темы и цели тренинга
Цель: развитие креативного мышления для возможности разрешать стандартные проблемы нетрадиционными, неординарными способами.
Задачи:
Развитие качеств креативного (творческого мышления): беглости, гибкости, оригинальности, точности;
Повторить методы решения проблемных ситуаций.
Основная часть
Творческость – креативности – способность к творчеству по разному развита в каждом из нас, кто-то легко находит различные способы решения проблемы, а кому-то дается это тяжело, — мешает стандартизованность, стереотипность мысли. Чтобы ограничений при решении проблем было гораздо меньше, необходимо развивать творческое, креативное мышление.
Повторить основные качества творческого мышления
Творческое мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность.
Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).
Упражнение «Апельсин» (3 минуты)
Цель: развитие беглости (быстроты) мышления, скорости извлечения информации из памяти, способность искать и переходить в новые содержательные области. Побуждает участников к динамичной работе.
Атрибуты: апельсин.
— У меня в руках апельсин, передавая его в руки другого участника каждый из нас должен одним словом дать ему определение, переходя в разные формы определения.
— Апельсин сладкий……
Рефлексия:
Что вы чувствовали в ходе упражнения?
Повторить методы и приемы развития креативности, творческих способностей
Как Вы знаете, существует много приемов и методов развития креативности, творческих способностей (изменение исходных установок, ломтики и кубики, древо головной боли, мозговой штурм, аналогии и ассоциации) сейчас мы выполним упражнение
Упражнение «Аналогия. Три предмета» (4 минуты)
Цель: гибкость, оригинальность мышления, эмоциональная разрядка.
Атрибуты: мяч.
— Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом, у нас не будет ни каких ограничений, можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, Древнюю Грецию и так далее. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будьте внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались.
— Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.
Рефлексия:
Ваши ощущения в момент ожидания мяча.
Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.
Резюмирование ведущего (5 минут)
Я хочу поблагодарить Вас всех за активную, творческую……. работу. Прошу Вас ответить на три вопроса.
Рефлексия:
Как Вы чувствовали себя во время занятия?
Изменилось ли что-то в Вашем отношении к окружающим?
Считаете ли Вы подобные занятия полезными?
Все когда-нибудь заканчивается, закончилось и наше занятие.
Сейчас все приглашаю занять места за рабочими столами. Удачи!
2 случайных слова
Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.
Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Безумства архитектора
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.
Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.
Ассоциации (5+5)
Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).
Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.
Час «безмолвствия»
Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.
Игра «Поиск общих свойств»
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.
За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
Игра «Зоопарк»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!
Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»
Пример:
Меня зовут Никита, меня любят москиты!
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Упражнение «Сочинитель»
Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение «Найди пару»
Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Игра «К счастью... К сожалению...»
Цель : развитие воображения и творческих способностей.
Время проведения : 30 минут.
Материалы : маленький мячик.
Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).
Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.
Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.
Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.
Возможные варианты:
Группа затерялась на необитаемом острове.
Одиссей попадает на Красную площадь.
Вася и Маша открывают магазин игрушек.
Мальчик влюбился в девочку.
Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.
Упражнение «Шнурок»
Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.
Запрещается вербальное общение.
После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.
Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»
Цель : побудить людей к творческому мышлению.
Размер группы : от 5 до 15 человек.
Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.
Порядок действий:
Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.
Упражнение «Творческое озарение»
Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.
На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.
Упражнение «Развитие креативности»
Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.
Что общего между кофе и жителями Лапландии?
Что общего между шнурками для обуви и поездами?
Что общего между горой и шоколадом?
Что общего между ходьбой и говорением?
Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.
Упражнение «Заглавная буква»
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.
Время проведения : 10-15 минут
Упражнение «Превращения»
Цель : развитие креативности.
Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!
Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.
Упражнение «Завяжи шнурок»
Цель : развитие креативности.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.
Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.
Упражнение «Прочти текст»
Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.
Упражнение «Поставь точку»
Цель : проба на оригинальность мышления.
Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).
Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
сайт знает, что творческая личность живет в каждом. Чтобы раскрыть весь потенциал, нужны лишь настойчивость и свободное время.
Эти упражнения стоит выполнять письменно. На каждое постарайтесь выделить определенное время - минут 7, например.
- Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
- Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
- Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть? Напишите об этом месте.
- В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить.
- Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в 3 часа ночи.
- Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность... но я ее упустил».
- Письмо в прошлое. Напишите письмо себе 10-летнему.
- В 200 словах опишите свою первую игрушку.
- Напишите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.
- Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.
- Напишите рассказ о пустом стакане.
- Вспомните о самом скучном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
- Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил...»
- Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.
- Напишите рассказ о синем предмете.
- Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.
- Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.
- В 200 словах опишите жаркий день.
- Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом рассказ в 250 слов.
- Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.
- Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.
- Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий и привычки человека по имени, скажем, Анатолий Бубликов.
- Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.
- Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.
- Сочините рассказ, используя ключевые слова: «инструктор-собаковод», «закон», «пляж», «булочка».
- Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.
- Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.
- Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.
- Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.
- Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них выражением «Растет как сорная трава».
- Напишите короткий рассказ, используя слова: «проповедник», «монета», «расческа», «лестница», «колодец».
- Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.
- Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.
- Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.
- Перечислите 8 заслуживающих внимания причин, оправдывающих лжеца.
- Напишите короткий рассказ, используя слова: «священник», «кольцо», «сад», «бинокль».
- Предложите 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните ___, потому что (иначе, а то) ___».
- Перечислите 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.
- Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
- Назовите 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.
- Напишите монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.
- Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута.
- Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.
Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.
- Составление предложений:
Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).
Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
- Поиск общего:
Наугад берут два малосвязанных слова, например "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.
Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".
- Исключение лишнего слова:
Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.
Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.
- Поиск аналогов:
Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
- Поиск противоположных предметов:
Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.
- Способы использования предмета:
Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.
- Выделение существенных признаков понятия:
Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.
Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.
Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.
- Высказывание мысли иначе:
Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым" . Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.
Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания — свободная форма его выражения: то, что хорошо понятно мы легко можем объяснить своими словами, к тому же разными способами, а если нет понимания, то цепляемся за словесную формулировку и боимся отойти от неё.
Задания для развития творческих способностей
- Задания направленные на развитие:
- Бдительности в поисках проблем: записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с привычным объектом, например деревом (иногда вопрос имеет такой вид: "Что бы вы сделали, если бы вам отдали это дерево?" ).
- Скорости мышления: назвать слова, к которым применимы все три определения, например: мягкий, белый, съедобный.
- Лёгкости ассоциирования: назвать все слова, противоположные данному по содержанию (например, слову "сухой" или "старый").
- Лёгкости словообразования: придумать больше всего слов, которые начинаются с данного префикса или содержат данный суффикс.
- Способности определять категории объектов: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый).
- Неделя творческих заданий. Вот десять вариантов вопросов, которые соответствуют пяти дням недели с понедельника по пятницу (по 2 вопроса на каждый день):
- Что общего между рубкой деревьев и созданием причёски (написанием картины и ремонтом будильника; заполнением анкеты и смазкой лыж; вытиранием носа платком и ловлей раков; дедовщиной в армии и вождением автомобиля)?
- Чем рубка деревьев (написание картины; заполнение анкеты; вытирание носа платком; дедовщина в армии) отличается от создания причёски (ремонта будильника; смазка лыж; ловли раков, вождения автомобиля)?
- Придумайте больше всего способов использования обойного молотка (древнегреческо-верхнетюркского словаря; электрического чайника; академического отпуска в учебном заведении; ивовой лозины).
- Если бы у вас был (была) шарф из провода (записная книжка; машина времени, за каждое использование которой вы стареете на 10 лет; пакетик с новогодней вуалью; стул со сломанной ножкой), что бы вы с ним (нею) сделали?
- Что было бы, если бы растения могли говорить (у всех людей был глаз на затылке; существовали лекарства от глупостей; телевидение захватили инопланетяне)?
- Найдите или придумайте два ключевых (важнейшие) слова для ситуации "цирюльник бреет усы" ("человек упал и пытается приподняться"; "прочистка замусоренной трубы"; "кремлёвские звезды погасли", "летят два крокодила: один красный, а второй — на юг").
- Выпишите из любого текста 20 существительных, 20 прилагательных и 20 глаголов в таком порядке: существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, прилагательное и так до конца. Из каждого предложения взять не более одного слова.
- Опишите с помощью наибольшего количества названий ощущений и их модальностей (например, зрения — цвет, объём, яркость, контрастность, расстояние; вкуса — температура, солёность, консистенция и тому подобное) кактус (кенгуру; падающий метеорит; "Сникерс"; лоскуток ваты).
- Постройте ассоциативную цепочку приблизительно с 50-100 словами, начиная со слова "книга" ("молоко"; "звук"; "хвалить"; "Австралия").
- Какие решения проблемы поиска затерянного бумажника (как накормить ребёнка кашей; как догнать уезжающий поезд; студент забыл ответ на вопрос экзамена, и никто ему не помог; мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята) вы придумали в первую очередь за отведённое время?
- Разные виды заданий:
- Множественные группирования: испытуемому дают список слов, например: "стрела", "пчела", "рыба", "яхта", "крокодил", "коршун", "воробей". Нужно сгруппировать эти слова, выделив больше всего классов (тех, которые летают, плавают, живых, хищных и других объектов).
- Выведение последствий: описывают ситуацию и предлагают придумать последствия, например: "Что произойдёт, если дождь будет лить непрерывно?" (обычные ответы — "мы все смокнем ", "подорожают зонтики" , "переселимся в горы" , "Тибет будет перенаселён" , "подорожают костюмы для подводного плавания" и тому подобное).
- Символ профессии: показывают рисунок с изображением знакомого предмета, скажем электрической лампы. Нужно назвать профессии, которые символизирует этот предмет (электрик, учитель, учёный и т.д.).
- Формирование символов: на листе бумаге, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями — 12 клеток, в каждой из которых — короткая фраза: "человек идёт" , "самолёт взлетает" , "гнев" , "гордость" . Нужно подать их символично, но не в виде иллюстрации.
- Спроси и угадай: испытуемому показывают иллюстрации к какой-то сказке или просто сюжетный рисунок. Он должен составить вопрос, ответ на который не находит на картинке. Ему также предлагают вопрос о событиях, которые предшествуют изображённому. За результатами теста оценивают лёгкость ассоциирования, гибкость и оригинальность мышления.
- Улучшение объекта: игрушку с папье-маше — собаку, мартышку — нужно усовершенствовать, то есть сказать, как сделать её более смешной. Оценивают гибкость, оригинальность, изобретательность.
- Воображение: нужно составить небольшой рассказ на одну из десяти предложенных тем, которые касаются чего-то необычного: например, "летающий крокодил", "мужчина, который плачет" и т.п.
- Завершение рисунков: испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. При этом учитывают глубину постижения содержания рисунка, оригинальность, фантазию.
- Круги и квадраты: на листе бумаги беспорядочно размещено 35 кругов. Нужно нарисовать больше всего разных предметов, используя круг, как составную часть, а под рисунками написать названия предмета. Обычно рисуют тарелку пуговицу, воздушную пулю, монокль, колесо. Необычные рисунки — нос человека снизу, как его увидела бы муха, которая сидит на верхней губе. Вместо кругов можно брать квадраты. При этом важны лёгкость, гибкость, оригинальность.
- Высказывание догадки: за описанием фантастической ситуации изобразить возможные последствия: "Представьте, что человек прошёл через машину для отжима белья и вышел из неё плоский и обезвоженный" . По результатам теста оценивают лёгкость, гибкость, оригинальность.
- Конструирование: нужно составить рисунок из стандартных деталей — кусков цветной бумаги или картона. Сюжет должен быть содержательным; к нему нужно придумать название. Экспериментатор оценивает оригинальность, информативность изображения, фантазию.
Оценка степени творческой одарённости
Используя понятие "лёгкость", "гибкость" и "оригинальность" для оценки степени творческой одарённости, следует знать, как они оказываются во время выполнения названных заданий.
Лёгкость оказывается в скорости выполнения заданий; её определяют по количеству ответов за отведённый промежуток времени. Гибкость оценивают по количеству переключений из одного класса объектов на другой. На вопрос: "Сколько применений можно придумать для жестянки из-под консервов?" — испытуемый называет кастрюлю и чашку. В случае оценки лёгкости это два разных ответа. Но кастрюля и чашка — посудины, в которые наливают жидкость. Потому, оценивая гибкость, эти ответы учитывают как одну, потому что здесь нет переключений из одного класса объектов на другой.
Оригинальность определяют по частоте ответа в однородной группе (студентов одного института, учеников одной школы). Если 45% испытуемых ответили одинаково, то оценка равняется нулю. Когда какой-то ответ дают меньше чем 1% испытуемых, то её оригинальность оценивают в 4 балла (это наивысшая оценка), 1-2 — в 3 балла.
Оригинальность ассоциаций в целом согласовывается с творческим потенциалом, но лишь тогда, когда она не превращается в причудливость. Люди, которые придумывают ответы, частота которых в данном контингенте испытуемых более малая за 0,5%, не принадлежат к особенно одаренным.
Как видим, оценка результатов тестирования недостаточно жёсткая: здесь может оказаться своеволие экспериментатора. Станут ли творческими работниками студенты, которые получат наивысший балл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ожидать несколько десятилетий, все это время наблюдая за испытуемым.
Придерживаясь умного скептицизма относительно тестовой методики, следует помнить, что для повышения надёжности тестов иногда достаточно малозаметного, казалось бы незначительного, усовершенствования.