Основные направления внутренней политики николая 1 кратко. Николай I
Николай родился в 1796 г. Он был младше братьев Александра и Константина, поэтому получил иное воспитание. Николай не отличался обширными познаниями, особенно в гуманитарной сфере. Его не привлекали к решению государственных дел, готовили к военной карьере. Отличительными чертами характера будущего монарха были мстительность, упрямство. Вместе с тем он был благопристойным и заботливым семьянином.
Дж. Доу. Портрет императора Николая I. 1820-е гг.
Вступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В письме брату 14 декабря 1825 г. Николай писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я $-$ император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». В начале правления царь пытался вникнуть в существующий порядок.
Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.
Поставив себе задачу поддержания существующего порядка, Николай сосредоточил усилия на централизации управления. В отличие от своего либерального брата, он не ставил целью заимствование Россией европейских политических институтов и принципов. Николай был убежден, что страна должна развиваться, опираясь на традиционные ценности и институты. С его правления в XIX в. начался новый поворот России к почвенничеству.
Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции):
Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надежное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора $-$ эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…
преобразования Николая I
Кодификация законодательства
Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти. Для этого были расширены функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому , члену Государственного совета. Взгляды Сперанского после ссылки и суда над декабристами претерпели изменения, он признал преждевременность своих ранних либеральных проектов. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи» . Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника $-$ «Свода законов Российской империи» , в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства и отверг это предложение.
Создание системы политического сыска
События 14 декабря 1825 г. убедили царя в необходимости усиления системы политической безопасности. Потому его следующим шагом стало образование полицейского аппарата с карательными и контролирующими функциями. 3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцеляри и во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом . Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. А. X. Бенкендорф, участник Отечественной войны и заграничного похода русской армии, принимавший активное участие в следствии по делу декабристов, создал широкую секретную агентурную сеть, установил тайный надзор за деятельностью частных лиц и чиновников.
Из документа (А. Х. Бенкендорф. Записки):
Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (…) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления (…)».
III отделение превратилось в независимый административный орган, воздействующий от имени императора на государственную и общественную жизнь, не считаясь с существующими законами. В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов». Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, поиска беглых крестьян, исполнения законов и приговоров суда. В 1837 г. создается сельская полиция: уезды были разделены на более мелкие административные единицы $-$ станы $-$ во главе с назначаемым губернатором становым приставом, опиравшимся в своей деятельности на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.
Дж. Доу. Портрет А. Х. Бенкендорфа
Сословная реформа
В декабре 1826 г . был создан Cекретный комитет во главе с графом Виктором Павловичем Кочубеем , членом Негласного комитета, и Михаилом Михайловичем Сперанским для рассмотрения бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти и проработки вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Николай поставил перед комитетом вопрос: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?».
Комитет подготовил два важных проекта сословной и административной реформ. Первый проект предусматривал отказ от Табели о рангах, отмену «личной выслуги». Доступ в дворянство ограничивался, дворянство приобреталось только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Проект вводил новые сословия «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, освобожденных от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Выдвинувшиеся по службе входили в новое сословие «чиновных граждан», низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, $-$ в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники составили слой «почетных граждан». Это нововведение защищало бы дворянство от «засорения» чужеродными элементами.
Не согласившись с мнением комитета в целом, император извлек из его проекта те части, которые не вызывали у властей никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным», в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли).
Второй проект предлагал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Функцией Государственного совета оставалось только обсуждение законопроектов. Сенат разделялся на верховный орган государственного управления $-$ Сенат правительствующий, состоящий из министров, и высший орган юстиции $-$ Сенат судебный. Аналогичный принцип был положен в основу системы местных органов власти в губерниях, уездах и волостях.
Проекты комитета 6 декабря 1826 г. были реализованы лишь частично. В 1832 г. закон учредил среднее сословие «почетных граждан» двух степеней $-$ «потомственных почетных граждан» (дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получивших образования, и выпускники высших учебных заведений). Указ 1845 г . повысил чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Потомственное дворянство отныне предоставлялось гражданским чинам с V класса, военным $-$ с VI, а личное дворянство $-$ с IX класса для гражданских и военных чинов. В 1845 г . был издан указ о майоратах, запрещавший делить имения, насчитывающие более 1000 душ крепостных крестьян, между сыновьями дворянина, и требовавший передачи имений старшему сыну.
Бюрократизация и милитаризация управления
Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества, что дало основание В. О. Ключевскому утверждать, что «здание российской бюрократии было возведено при Николае I».
Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории):
Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в это царствование.
Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М. Е. Салтыковым-Щедриным.
Из документа (М. Е. Салтыков-Щедрин. История о ретивом начальнике):
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесет. Науки упразднит $-$ польза, население напугает $-$ еще больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь…
Кукрыниксы. Из иллюстраций к сатирическому роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.
Под неусыпным контролем губернаторов и городских органов полиции оказались органы городского самоуправления $-$ шестигласные думы. Городские депутатские собрания были упразднены. Принятый в 1837 г. «Общий наказ гражданским губернаторам» имел целью централизацию и военизацию местного управления. Губернатор объявлялся полномочным хозяином губернии. Он должен был обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел.
В деле упорядочения городского управления важную роль сыграло «Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга» от 13 февраля 1846 г., в основу которого был положен сословный принцип. Оно создало иерархическую пирамиду городских жителей: на первой ступени стояло потомственное дворянство, за ним $-$ личные дворяне и почетные граждане, далее $-$ купцы, на четвертой и пятой ступенях соответственно находились мещане и ремесленники. Каждое сословие заседало в городской думе отдельно и избирало представителей в распорядительную думу, исполнительный орган. Закон 1846 г. поставил городские органы в зависимость от бюрократии. В распорядительную думу был введен правительственный чиновник, а губернатор получил возможность вмешиваться в дела городского самоуправления.
Охранительные меры в области цензуры и образования
Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров $-$ народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.
Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Министр просвещения С. С. Уваров, попытавшийся защитить университеты, в 1849 г. преждевременно покинул свой пост.
Финансовая реформа
Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.
Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.
Е. Ф. Канкрин
Крестьянский вопрос
В отношение крестьянского вопроса император разделял точку зрения А. Х. Бенкендорфа, утверждавшего, что крепостное право $-$ «пороховой погреб под государством». Разработку этого вопроса он поручил Павлу Дмитриевичу Киселеву , члену Государственного совета, стороннику отмены крепостного права. П. Д. Киселев, участник Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг., во время восстания 14 декабря 1825 г. возглавлял штаб второй армии, после разгрома движения был вынужден оправдываться от обвинений в связи с декабристами. В 1829–1834 гг. Киселев управлял находившимися под протекторатом России Дунайскими княжествами, где под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии $-$ органические регламенты. Регламенты дали личную свободу крестьянам и право перехода от одного землевладельца к другому, помещикам запрещалось выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй.
Андреев. Портрет графа П. Д. Киселева
В марте 1835 г. под началом П. Д. Киселева был создан Секретный комитет, разработавший план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. В 1836 ему было поручено руководить V Отделением личной канцелярии Николая I, после чего Киселев стал «начальником штаба по крестьянскому делу». Он настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». Задачи расширения крестьянского землепользования, облегчения тяжести феодальных повинностей, введения агрономических новаций и культурно-бытовых улучшений диктовали необходимость хорошего администрирования. С этой целью в 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ , которое под его руководством приступило к реформе управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. В задачу нового министерства входила забота об экономическом благосостоянии казенных крестьян, сбор с них подати, попечение о медицинской помощи и распространении грамотности.
В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Они объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях на сельских сходах избирали деревенских старост. Упорядочив административное управление, Киселев создав приходские училища, которые стали называть «киселевскими» школами. Администрация требовала от крестьян засевать лучшие земли картофелем, вводить общественную запашку. Реформа улучшила положение государственных крестьян, определила порядок наделения их землей и переселения, облегчила сбор налогов. Малоземельным крестьянам начиная с 1837 г. было отведено более 2 млн. десятин земли, в деревнях организовано 2,5 тыс. приходских училищ, построено 27 больниц.
Отрицательной стороной реформы явилось возникновение большого и затратного аппарата чиновников. Ей оказали сопротивление помещики, опасавшиеся усиления борьбы крепостных за переход в казенное ведомство. Крестьяне с недовольством воспринимали призывы администрации засевать земли картофелем, вводить общественную запашку. Их ответом на «начало казенной барщины» стали «картофельные бунты» на Севере, в Приуралье и Поволжье.
А. М. Тагаев-Сурбан. «Картофельный бунт»
Определенные меры к улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в 1840-х гг. В 1842 г . вышло Положение об обязанных крестьянах, в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. В 1827–1846 гг. было ограничено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, за ревизской душой мужского пола закреплено право на 4,5 десятины земли, запрещено продавать крепостных отдельно от семьи. В 1847–1848 гг. были составлены инвентарные правила, определившие в трех губерниях Западного края размеры наделов и повинности крестьян. Эта регламентация ограничивала право помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных. Однако предпринятые меры были недостаточны для решения крестьянского вопроса, свидетельствовали скорее о желании «преобразовать» систему крепостного права, чем ликвидировать ее.
Итоги внутренней политики Николая I
Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Не доверяя обществу, Николай I опирался на чиновную бюрократию. Жестокость и рациональность $-$ характерные черты личности царя $-$ повлияли на формальное отношение его правительства к государственным делам. Император пытался вникнуть в существующий порядок, брался за многие нововведения, но не всегда понимал их сути. Поэтому чиновники времен Николая I также оказались формальными исполнителями его воли. Они не старались тщательно рассмотреть отдельное дело, не стремились найти наиболее подходящее решение для каждой проблемы. Их главная забота заключалась в том, чтобы соблюдать правила и предписания, независимо от того, разумны ли они или могут привести к результатам, противоположным тому, что было задумано. Безнаказанность и круговая порука довершали дело разложения чиновничества.
Николаю I не удалось стать вторым Петром Великим, на политику которого царь равнялся. Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления.
Историки о времени правлении Николая I:
Официальная дворянская историография положительно отзывалась о правлении Николая I. В работах М. А. Корфа, Н. К. Шильдера, И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича идеализировалась как личность Николая, так и его внутренняя политика. Апологетом его правления считается Н. К. Шильдер (1842-1902), который высоко оценивал государственную деятельность Николая I. Он противопоставил космополитическому характеру политики Александра I национальную политику Николая I.
Либеральная историография (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов, С. Ф. Платонов) говорила о «разрыве власти с обществом» при Николае I. В то же время А. А. Корнилов считал, что «правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идей просвещенного абсолютизма».
А. Е. Пресняков стал одним из первых историков называть этот период «апогеем самодержавия». Историк писал: «Время Николая I - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти в ту самую пору, как во всех государствах Западной Европы монархический абсолютизм, разбитый рядом революционных потрясений, переживал свои последние кризисы».
Советская историография (Б. Г. Литвак, Н. М. Дружинин, Н. П. Ерошкин) критически относилась к правлению Николая, подчеркивалось возросшее значение Третьего Отделения и чиновничьей бюрократии в годы его царствования. Вся его деятельность представлялась как подготовительный этап Крымской катастрофы, а все попытки николаевского правительства решить крестьянский вопрос назывались «пустыми хлопотами». Так, Б. Г. Литвак многолетнее обсуждение вопроса об освобождении крепостных крестьян в «секретных» комитетах Николая I сравнивает с «танцем кота вокруг котла с горячей кашей». Главную причину этого советские историки видели в боязни правительства недовольства со стороны дворянства и в надежде Николая I, что русские помещики сами «созреют» и предложат провести реформу.
В современной историографии произошло определенное переосмысление эпохи правления Николая I: историческая наука отошла от однозначно негативной оценки его царствования, эпоха Николая I рассматривается как этап общего поступательного движения России, этап тем более важный, что он предварял реформы 1860-х гг. В 1997 г. редакция журнала «Родина» провела специальный круглый стол об эпохе правления Николая. В нем приняли участие ведущие специалисты по истории России первой половины XIX в. С. В. Мироненко, В. А. Федоров, А. В. Левандовский, Д. И. Олейников, С. С. Секиринский, Ю. А. Борисенок. Современные историки по-разному оценивают результаты деятельности Николая I. Имеется немало исследователей, придерживающихся традиционных взглядов на Николая I и эпоху его правления. Т. А. Капустина пишет: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции». В. Я. Гросул правление Николая I по-прежнему называет «апогеем самодержавия»: император, по его словам, «выжал из феодализма практически все, что мог».
В современной литературе присутствует и другая точка зрения на время правления Николая I. Она отрицает многое из того, что писала о Николае I советская историография. А. Б. Каменский указывает, что было бы неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера». Историк проводит параллели в судьбах Николая I и его старшего брата императора Александра I: и тот и другой пытались провести необходимые обществу реформы, но натолкнулись на непреодолимые трудности, связанные с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императоров. Поэтому, по словам Каменского, главным вопросом в правление Николая I стал вопрос «о сохранении политического режима и государственной безопасности».
Централизация управления
Дата | Решение |
1826 г. | Образование Собственной Его Императорского Величества канцелярии (первое отделение $-$ канцелярия, второе $-$ кодификация, третье $-$ высшая полиция, четвертое $-$ благотворительность, пятое $-$ государственные крестьяне, шестое $-$ управление делами Кавказа). |
1827 г. | Образование Корпуса жандармов. Страна разделена на 5 (с 1843 г. $-$ 8) жандармских округов. |
1828–1832 гг. | Составление Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи под руководством М. М. Сперанского. |
1832 г. | Органический статут Царства Польского: ликвидация сейма, польской армии. Русификация Царства Польского: введение русского языка, русской системы мер и весов, русской валюты. |
Политика в области просвещения и печати
Дата | Решение |
1826 г. | Новый устав о цензуре («чугунный устав»). |
1828 г. | Устав гимназий и училищ уездных и приходских; утверждение сословного принципа при приеме в учебные заведения (в гимназии принимаются только дети дворян). |
1833 г. | О мерах против умножения частных учебных заведений. |
1835 г. | Университетский устав: фактическое управление отдано попечителям учебных округов (в ряде случаев $-$ генерал-губернатору), фактически ликвидировалось право выбора ректоров и профессуры, упраздняется университетский суд. Однако восстановлено преподавание философии, срок обучения увеличен до четырех лет, поощрение выпускников, введение подготовительных курсов. |
1837 г. | «Параллельная» цензура $-$ просмотр сочинений, уже прошедших цензуру. |
1848– 1855 гг. | Усиление цензурного гнета в связи с многочисленными крестьянскими восстаниями и «весной народов» в Европе. Деятельность «бутурлинского» цензурного комитета. Ликвидация остатков университетской автономии. Ограничение числа студентов. |
Высшие специальные учебные заведения: 1828 г. $-$ Технологический институт, 1830 г. $-$ Архитектурное училище, 1832 г. $-$ Училище гражданских инженеров, 1835 г. $-$ Межевой институт и Училище правоведения.
Меры по укреплению положения дворянского сословия
разорение дворянства (54 % имений заложены к 1844 г.);
рост доли чиновного дворянства (52 %);
низкая доля дворян в университетах (35 %).
Привилегии дворянству:
предоставление ссуд;
наделение землей из государственного фонда;
бесплатное обучение в учебных заведениях;
помощь при чинопроизводстве.
Дата | Решение |
1831 г. | Дворянские губернские собрания получали право подавать представления о нуждах и по вопросам местного самоуправления. |
1831 г. | Повышение ценза для участия в дворянских собраниях. Мелкопоместные дворяне участвуют в выборах через представителей. |
1832 г. | Манифест о почетном гражданстве: ограждение притока в дворянское сословие представителей низших сословий. |
1845 г. | Изменение порядка получения дворянства через службу (личное дворянство теперь дается только с 9-го ранга (а не с 12-го), а потомственное $-$ с 5-го (а не с 8-го)). |
1845 г. | Закон о майоратах: при желании помещик мог объявить имение заповедным и передать все старшему сыну (для имений свыше 1000 десятин). |
Крестьянский вопрос
частые крестьянские бунты.
В ответ правительство идет на ряд декларативных уступок, не имевших существенного влияния на ситуацию. Создание за период царствования Николая I 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу.
Дата | Решение |
1827 г. | Запрет продавать одних крестьян без земли или землю без крестьян; запрет продавать крепостных на заводы. |
1828 г. | Ограничение права ссылки крестьян. |
1833 г. | Запрет продавать крестьян с публичного торга с разделением семей, запрет расплачиваться крестьянами за долги, запрет переводить крепостных в дворовые с лишением их земли. |
1837–1841 гг. | Реформа государственной деревни П. Д. Киселева. Создание новой системы управления деревней с элементами самоуправления, организация начального образования, медицинской и ветеринарной помощи, наделение безземельных крестьян землей, их переселение в Сибирь. Усиление чиновнического и налогового гнета. |
1841 г. | Запрет дворянам, не имеющим земли, покупать безземельных крепостных. |
1842 г. | Указ об обязанных крестьянах: крестьянин получает свободу и землю, но только в пользование, за что он обязан отбывать фиксированные повинности. |
1844 г. | Право помещиков отпускать дворовых по их согласию. |
1844–1855 гг. | Инвентарная реформа в западных губерниях, правобережной Украине и белорусских губерниях. Фиксация повинностей крестьян, перевод их в статус государственных. |
1847 г. | Право крестьян выкупаться в течение 30 дней с момента объявления о продаже имения с публичных торгов за неустойки. Плата вносится единовременно. Фактически указ быстро аннулирован. |
1847 г. | Право Министерства государственных имуществ покупать помещичьи имения с переводом крепостных в статус государственных. |
1848 г. | Право крестьян покупать землю на свое имя только с согласия помещика. Купленная земля не защищена законом (помещик может конфисковать). |
Политика в области промышленности, торговли и финансов
слабые темпы урбанизации (8 % к концу царствования) при постепенно происходящем промышленном перевороте и увеличении рабочих рук в промышленности в три раза за царствование Николая I;
интерес государства в развитии промышленности;
слабое развитие путей сообщения в огромной империи;
растущий бюджетный дефицит.
Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.
и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.
Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.
Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.
Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата Александра I , не тяготел.
13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.
Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.
Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.
В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.
Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.
Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло восстание декабристов . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».
Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.
Внутренняя политика
Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.
В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.
Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.
Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.
Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.
Внешняя политика
Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.
Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.
Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.
Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.
Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.
Итоги
Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.
В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей
Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.
Внутренняя политика
Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.
При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.
Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.
В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.
С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.
Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.
Внешняя политика
В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.
Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.
В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.
Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.
Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.
Николай 1 Павлович (рожд. 25 июня (6 июля) 1796 г. – смерть 18 февраля (2 марта) 1855 г.) – император Всероссийский. Годы правления Николая 1: 1825-1855 гг.
Николай 1 (краткая биография)
Николай был третьим из пятерых сыновей , потому в принципе не мог рассчитывать на престол, чем было определено направление его воспитания и образования. С раннего возраста он увлекся военным делом, в особенности его внешней стороной, и готовился к военной карьере.
1817 год – великий князь Николай Павлович женился на дочери короля Пруссии, которая в православии получила имя Александра Федоровна. У них было семеро детей, старший из которых, в последствии, стал императором Александром II.
По «теории официальной народности», которая была разработана С. С. Уваровым, у России имеется свой путь развития, она не нуждается во влиянии Запада и ее следует изолировать от мирового сообщества. Российскую империю при Николае Павловиче называли «жандармом Европы» за охранение покоя в европейских государствах от революционных выступлений.
Социальная политика
В социальной политике при Николае 1 делался упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, согласно которого дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. 1845 год – императором был издан «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).
Крепостное право
Крепостное право во времена царствования Николая Павловича пользовалось поддержкой государства, и монарх подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Однако император не был сторонником крепостничества и в тайне готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.
Итоги правления Николая 1
Император Николай 1 скончался 18 февраля 1855 года. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в российской истории, начиная со .
После восстания декабристов государь утратил доверие к высшим слоям дворянства. Основную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Царь опирался на ту часть дворянства, доходы которой были не достаточными для того, чтобы можно было обходится без государственной службы и жалованья.
Начал формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба стала профессией. Как cчитает известный русский историк А. Коршелов, Николай 1 во внутренней политике руководствовался идеями Н.М. Карамзина, которые были изложены им в записке «О древней и новой истории»: «Самодержавие – важнейший элемент стабильного функционирования государства. Основная цель монархии – служение интересам страны на благо его процветания».
Внутренняя политика Николая 1 была сориентирована на сохранение статус-кво во всех областях жизни, в особенности основ крепостничества, старых политических институтов Она игнорировала насущные проблемы в экономике (промышленность, транспорт, техническое перевооружение армии и флота). Нежелание провести буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая 1, обернувшись поражением Российской империи в Крымской войне.
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:
- Укрепление самодержавия.
- Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
- Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.
Укрепление роли государства
Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.
Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.
Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:
- Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
- Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
- Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
- Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.
В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.
Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.
Опора на дворянство
Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:
- При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
- Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.
Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.
Решение крестьянского вопроса
К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 - 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.
Основные этапы решения крестьянского вопроса
Я не хочу умереть и не решить... крестьянский вопрос...
Николай 1 Павлович
Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.
Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:
- Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
- В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.
Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.
Борьба с революционерами внутри страны
Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии - контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.
Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.