Литературный праздник "В гостях у С.Маршака". Сценарий внеклассного мероприятия «Игра в слова» по произведениям С.Я
Нина Винокурова
Сценарий литературного праздника «Наш Маршак» для детей подготовительной группы
Цель : Расширение знаний детей о С . Я. Маршаке и его произведениях .
Задачи :
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению .
Создать у детей радостное праздничное настроение .
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака .
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака , заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака . Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик» . Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж» . На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака .
Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке» ). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек» . Магнитная доска, магниты. Игрушки : маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке» : шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!
Программа литературного праздника «Наш Маршак »
I. Вступительная часть :
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,.»
Объявление темы праздника .
II. Основная часть :
1. Загадки Маршака .
2. Маршак – поэт (Чтение стихов) .
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Игра «Мяч» .
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения )
3. Маршак – сказочник .
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки )
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург .
Серый волк в густом лесу.
Игра «Теремок» .
6. Маршак – переводчик .
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения )
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами )
Сценарий праздника .
Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп .
1 Ведущий :
Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
2 Ведущий :
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
1 Ведущий :
2015 год объявлен Годом литературы . Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака . Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С . Я. Маршак .
- Что такое перед нами :
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)
2 Ведущий :
С. Я. Маршак , известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы . После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей .
Давайте послушаем некоторые из них.
Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке» .
Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем :
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.
Далее звучат стихи : «Слон» , «Тигренок» , «Зебры» , «Страусенок» , «Лебеденок» , «Кенгуру» , «Жираф» , «Белые медведи» , «Львята» , «Пингвин» .
Где обедал, воробей?
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!
1 Ведущий :
Все дети знают и любят стихотворение «Мяч» . Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть .
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором) :
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей . Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят :
Дети (хором) :
Покатился в огород, докатился до ворот.
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.
2 Ведущий :
Книги С. Я. Маршака знают все . Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.
Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.
1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ : Ленинградский почтальон, «Почта»
2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ : Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»
3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ : Дама, «Багаж»
Послушайте стихотворение «Багаж» .
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.
1 Ведущий :
С. Я. Маршак , писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке» . (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей ) .
2 Ведущий :
А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.
1 Ведущий :
Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом» , «Горя бояться - счастья не видать» , «Умные вещи» , «12 месяцев» , «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок» .
Серый волк в густом лесу.
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
Лисавета, здравствуй!
Как дела, зубастый?
Ничего идут дела. Голова еще цела.
Где ты был? - На рынке.
Что купил? - Свининки.
Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
Кто отгрыз? - Собаки!
Сыт ли, милый куманек?
Еле ноги уволок!
2 Ведущий :
Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок» .
Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями
Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют :
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит.
Мышка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами : - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.
1 Ведущий :
Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак ? (Ответы детей .)
2 Ведущий :
Вы уже знаете, что С. Я. Маршак учился в Англии . Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.
Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)
1 Ведущий :
А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин.
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак :
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит :
У меня живот болит!
2 Ведущий :
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.
1 Ведущий :
Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.
Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
1 Ведущий :
Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.
2 Ведущий :
А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака .
Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!
Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик. По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.
Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!
Ведущие :
Вот и закончился наш литературный праздник , посвященный творчеству детского писателя С. Я. Маршака . Какие стихи вам понравились? (ответы детей )
- Помните, ребята :
Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С. Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.
Звучит музыка. Под музыку дети рассматривают выставку. Выходят из зала.
Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
Пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание
Произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,
Мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские
Способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,
Элементы декораций к сказкам «Двенадцать месяцев», «Кошкин
Дом», стихотворениям.
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
1 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,
Со дня рождения которого в этом году исполняется 125 лет.
Человек Рассеянный . (выбегае т) Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
(оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?
Дибуны или Ямская?
2 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!
Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.
2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?
Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…
1ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!
Рассеянный . Да!
Девочка . (выбегает с мячом ). Мой веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!
Падчерица . (идет с корзинкой за колечком ) Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру
К новогоднему костру!
Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий
. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В
Этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий
. Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам
Пришел?
Зал
. Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».
Человек Рассеянный.
Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».
Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время
Куда- то не туда попадаю.
Зал. На улице Бассейной.
Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!
1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите
Нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом
. Ура!
Рассеянный. Мы с радостью останемся!
Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений
Самуила Яковлевича.
1 ведущий
. Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий
. А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную
Небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец
Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.
Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек, переезжать с места на
Место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и
Тревоге.
1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое жилье.
Но открытое окошко
Перед столиком --- мое.
2ведущий . С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?
Ну-ка, отгадайте.
Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
И за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.(Мяч )
Рассеянный . Теперь я загадаю.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь )
1 ведущий .А вот еще одна загадка.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы )
Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.
Под Новый Год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь )
2 ведущий . И еще одну загадку отгадайте.
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделко на носу. (Очки )
1 ведущий . Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.
2 ведущий . Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному
Дарованию помогали преподаватель латинского языка В. И. Теплых, а позже
известный в то время критик искусствовед В.В. Стасов.
1 ведущий . Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский
Писатель М. Горький. Но после революции 1905 г. начались гонения на
Интеллигенцию, многие передовые ее представители уехали за границу.
Маршаку пришлось полагаться на свои силы.
2 ведущий . Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические
Зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня,
С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о
Другой, неизведанной жизни.
1 ведущий . Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с
Различными петербургскими редакциями, Самуил Яковлевич уехал для
Продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в
Лондонском университете.
2 ведущий . Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками
В море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он
Переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка. Некоторые из них
Очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
(Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе
С. Я.Маршака)
1 ведущий . Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а
О мечте.
2 ведущий
. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий
. Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. В
Годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам
Воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает
«Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком,
Библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и
Написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..
2 ведущий . Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен. Его пьесы
Интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом»
Высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
1 ведущий .(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко
Посмотреть, как поживают герои Маршака?
Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.
Ты катись, катись, колечко,
По тропинке, не по речке.
Бугорок за бугорком.
Загляни-ка в Кошкин дом
Кошка . А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!
Кот . И жить нам негде.
Кошка . Что же делать нам, Василий?
На порог нас не пустили
Наши прежние друзья…
Обошли мы целый свет ---
Нам нигде приюта нет.
…
(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)
Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит
Быть добрым, внимательным к окружающим.
1 ведущий . Прекрасная сказка!.....
2 ведущий . Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее
Создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим писатель
Пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент линию
Маленькой Королевы.В произведении прославляет автор не терпение и
Смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в
1946 году Государственной премией СССР.
Падчерица . Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?
Девочка с мячом .Конечно.
Падчерица
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Приведи нас наконец
К королеве во дворец.
Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор . Вы совершенно правы, ваше величество….
(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)
Девочка с мячом . Да, своенравная королева была вначале.
Падчерица . Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.
1 ведущий . В 30-х г. С.Я. Маршака по праву называют основоположником детской советской
Литературы. Он стремится воспитывать у своих читателей любовь и уважение к
Силе разума, к полезной деятельности. А главноевоспитывает поэтическое
Восприятие мира.
2 ведущий . Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.
1 ведущий . Нельзя не заметить. что многие из них схожи с детским дразнилками,
Считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших
Образцов детского фольклора.
2 ведущий . Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.
Падчерица . А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.
1 ведущий . Вот здорово!
Падчерица . Ты катись, катись, колечко,
Позови гостей сердечно,
Позови их поскорей,
Чтобы стало веселей!
2 ведущий.Что там за шум?
Дама. Где тут багажное отделение?
(Инсценизация стихотворения «Багаж»).
Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут Братья-близнецы из стихотворения «Где тут
Петя, где Сережа?»
1ведущий. Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа ---
Не могу сказать я.
Братья . Только бабушка и мать
Нас умеют раз личать.
1ведущий . Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе,
Пете скоро будет пять
И Сереже тоже.
(Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).
2 ведущий . Ой! А это кто такой прилетел?
Девочка с мячом . Это же Угомон. Мне бабушка часто говорит, когда я шалю: «Угомонись, а
То Угомона позову».
(Инсценизация стихотворения «Угомон»).
2 ведущий . Да! Иногда и нам в классы надо звать Угомона.
(Выходят Знаки препинания).
1 ведущий . А сейчас мы, кажется, попали в страну Знаков препинания.
(Инсценизация стихотворения «Знаки препинания»).
2 ведущий . Вот такие проблемы решают Знаки препинания. Ребята, а вы как думаете, кто из
Них важнее?
Зал. Все важны!
1 ведущий . У С.Я. Маршака многие произведения заставляют задуматься.
2 ведущий , Послушайте внимательно сказку «Старуха, дверь закрой!».
1 ведущий . Философское стихотворение. Тут есть над чем подумать.
2 ведущий . Кто там едет?
1 ведущий . Это герои еще одной восточной сказки «Мельник, мальчик и осел»,
Пересказанной С.Я. Маршаком.
2 ведущий . (1 ведущему) Чему научила тебя эта сказка?
1 ведущий . Я думаю, прислушиваться к советам других надо, но главное все-таки иметь
Собственное мнение.
2 ведущий . Согласен.
1ведущий . Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся повторы, которыми
Так широко пользуется народная сказка, и с их помощью поэт часто
Превращает свои произведения в шутливую игру.
Девочка с мячом . А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.
2 ведущий . Давайте попробуем.
(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).
1ведущий . Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о
Неизвестном герое»
2ведущий ..Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался
Приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу,
Совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует ег
Лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к
Героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть
В грозное предвоенное время!
1ведущий. Через день после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский
Котором обращают на себя внимание строки:
Разом, в одно мгновенье,
Все изменилось кругом.
Юноша в майке весенней
Смотрит суровым бойцом.
Девушка стала сестрою
Крест на ее рукаве.
Сколько безвестных героев
Ходит сейчас по Москве…
2 ведущий . Как этот юноша «в майке весенней» похож на парня «лет двадцати» из «Рассказа
О неизвестном герое». На службу этой молодежи, всему советскому народу
Поставил свое слово С. Я. Маршак
1 ведущий . Во время Великой Отечественной войны поэт работает в боевом сатирическом
Жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов,
Родившихся в тесном сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. В 1942 г. за
Стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен
Государственной премии СССР.
2 ведущий . Послевоенное творчество С. Маршака и по темам, и по жанрам многообразно
Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и
Товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой
Радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким
Лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы
«Круглый год!».
Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных
Поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!
1ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке
«Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР.
2 ведущий . Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах
На русский язык поэтического творчества народов мира. За переводы
Произведений В. Шекспира поэту была присуждена в 1949 году Государственная
Премия СССР. А ведь под. пером С.Я. Маршака родились еще переводы и
Байрона, и Гейне, и Киплинга, и Родари, и Леси Украинки, и многих других
Писателей. Воистину огромен вклад Маршака-переводчика в благордное дело
Ознакомления читателя с поэтическим наследием мировой классической и
Современной литературы.
(Чтение сонета В. Шекспира №5).
1 ведущий . С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о
2 ведущий . Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны
Народом и отмечены високими наградами.
1 ведущий . Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но
Каждая встреча с его стихотворениями это поять радость и удовольствие!
2 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание
произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,
мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские
способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,
элементы декораций к сказкам и стихам.«
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
3 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака, со дня рождения которого в этом году исполняется 128 лет.
Человек Рассеянный . ( выбегае т) Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
( оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?
Дибуны или Ямская?
1 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!
Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.
2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?
Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…
3ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!
Рассеянный . Да!
Девочка . ( выбегает с мячом ). Мой веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
1 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!
Падчерица . ( идет с корзинкой за колечком )
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру
К новогоднему костру!
Ой! А где же братья-месяцы?
2 ведущий
. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
3 ведущий
. Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам пришел?
Зал
. Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и Человек Рассеянный.
Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».
Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все врем куда- то не туда попадаю.
Зал. На улице Бассейной.
Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!
1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.
Рассеянный. Мы с радостью останемся!
Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений Самуила Яковлевича.
2 ведущий
. Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
3 ведущий . А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданнуя фантазией таланливого писателя Самуила Яковлевича Маршака. Родился Маршак 22 октября 1887 г. в городе Воронеже. Отец Самуила Яковлевича часто менял место службы.В семье росло шестеро ребятишек. Они часто переезжали с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и тревоге.
1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
2ведущий . Тесновато нам немножко
Это новое жилье.
Но открытое окошко
Перед столиком --- мое.
3 ведущий . С. Я. Маршак сочинять стихи я начал лет с четырех.
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, отгадайте.
Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
И за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.(Мяч )
Рассеянный . Теперь я загадаю.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. ( Дождь )
Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.
Под Новый Год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь )
Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.
1 ведущий . Маршак много путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Он переводил народные баллады,стихи. Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
( Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе
С. Я.Маршака)
Текст песни:
На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только "Дон" и "Магдалина" - быстроходные суда,
Припев:
Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию - далеким берегам!
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда.
Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Припев.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей.
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Припев.
2 ведущий
. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
3 ведущий
.(К падчерице)
Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко посмотреть, как поживают герои Маршака?
Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у мышки.
Ты катись, катись, колечко,
По тропинке, не по речке.
Бугорок за бугорком.
Загляни-ка в мышкин дом
2 «Л» (Инсценизация отрывка из пьесы «Про глупого мышонка»)
Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит быть добрым, внимательным к окружающим.
1 ведущий . Прекрасная сказка! А вот свои стихи, Маршак писал просто, понятно и увлекательно. Давайте послушаем прекрасное стихотворение «Багаж» и посмотрим инсценировку.
Падчерица . А мое колечко может.
Ты катись, катись, колечко,
Позови гостей сердечно,
Позови их поскорей,
Чтобы стало веселей!
Что там за шум?
Дама. Где тут багажное отделение?
(Инсценизация стихотворения «Багаж»).
Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идет целая семья из стихотворения «Про одного ученика и шесть двоек».
2 ведущий. Пришел из школыученик.
А почему он запер свой дневник?
Ребята, хотите знать ПОЧЕМУ?
Тогда смотрите и слушайте.
(Инсценизация стихотворения « Про одного ученика и шесть двоек»).
3 ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке «Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны народом.Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные стихи Маршака! Послушаем еще некоторые из них.
Дети, которые читают стихи сами их представдяют.
2 «Л» «Усатый, полосатый»
2 «М» «Разноцветные страницы»
2 «Н» «Почта»
ВИКТОРИНА (Виктория Юрьевна вставит)
1 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.
2 «Л» Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
2 «М» Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
2 «Н» Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
УЧИТЕЛЬ: На произведения Маршака положены не только песни, но и мультфильмы. Предлагаем посмотреть м/ф « Человек Рассеянный»
Элеонора Шибанова
Досуг «Путешествие по сказкам С . Я. Маршака ».
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке . Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без веселых, сказочных героев из произведений Маршака . В этом году исполняется 125 лет со дня его рождения. За что мы любим его стихи и сказки ? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.
Давайте, вместе со мной вспомним стихотворения С. Я. Маршака . Я буду начинать, а вы продолжайте.
1. Дали туфельку слону, взял он туфельку одну и сказал .
Нужны пошире, и не две, а все четыре;
2. Дама сдавала в багаж….
Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку;
3. Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь…
4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке?
Это он, это он….
Дети : Ленинградский почтальон!
* Под музыку появляется Почтальон.
Почтальон : Здравствуйте, дети!
Дети : Здравствуй, почтальон!
Почтальон : А откуда вы меня знаете?
Дети : Вы пришли из сказки Маршака !
Почтальон : Правильно! А как она называется?
Дети : «Почта» !
Почтальон : Молодцы! А у меня для вас посылка!
Ведущий : Интересно, что же в ней?
Почтальон :
Попробуйте отгадать!
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает?
Дети : Книга!
Почтальон : Получите посылку!
Ведущий : Спасибо тебе, почтальон! У нас сегодня праздник, и эта посылка лучший подарок для ребят!
Почтальон : Тогда открывайте её быстрее!
Ведущий открывает посылку, достаёт книгу : - Какая большая, красивая книга. Но почему в ней нет страниц? Посмотрите, а ещё здесь есть письмо. Прочитаем его?
Дети : Да!
Ведущий (читает письмо) :
«Здравствуйте, ребятки! Всё ли у вас в порядке?
Аккуратно ли лежат книжки и тетрадки?
Мою книжку кто-то взял, все странички растерял.
Разлетелись, растерялись, вам, случайно, не попались?
Помогите, отыщите, все странички соберите!
С. Я. Маршак ».
Всё понятно! Страницы сказок Маршака разлетелись по свету. Нам нужно их отыскать! Вы согласны отправиться на поиски потерянных страниц? (Дети отвечают) . Тогда в путь!
Почтальон : Ребята, а можно и я с вами пойду?
Дети : Да!
Почтальон : У меня и помощник есть – этот весёлый звонкий мяч! Он станет волшебным, если вы прочитаете про него стихи!
Ведущий : Ребята, а вы знаете стихотворение «Мяч» ?
* Дети младшей группы №12 читают стихотворение «Мяч» .
Ведущий : А наш мяч не лопнул, наоборот, стал волшебным и помог найти первую страницу нашей книги. (Показывает страницу со стихотворением «Мяч» ).
Почтальон : Как здорово! Тогда, скорее в путь, за второй страницей нашей книги!
словами :
Ведущий : А вот и новая сказка !
* Дети средней группы №4 инсценируют фрагмент сказки «Детки в клетке» .
Ведущий : Ребята, а вы знаете, как называется эта сказка Маршака ? (Ответы детей) . Правильно, «Детки в клетке» ! А вот и страница из этой сказки ! (Показывает страницу, вкладывает её в книгу) .
Почтальон : Ну, что, продолжим наше путешествие ?
Дети : Да!
* Звучит музыка, почтальон катит мяч со словами :
Чтобы мы не заблудились и скорее в путь пустились,
Нам поможет этот мяч, он помчится с нами вскачь.
Жёлтый, красный, голубой, с ним не страшен путь любой.
Ведущий : А вот и герои новой сказки Маршака !
* Дети старшей группы №5 разыгрывают фрагмент сказки Маршака «Кошкин дом» .
Ведущий : Ребята, вы узнали из какой сказки Маршака эти герои ? (Ответы детей) . Правильно, это сказка «Кошкин дом» ! А вот и страница из этой сказки ! (Показывает новую страницу) .
Почтальон :
От сказок отдохнуть пора ,
На этот случай есть игра!
* Проводится подвижная игра «Мышеловка» .
Ведущий : Мы нашли только 3 страницы из нашей большой книги. Хотите найти оставшиеся? Тогда в путь!
* Звучит музыка, почтальон катит мяч со словами :
Чтобы мы не заблудились и скорее в путь пустились,
Нам поможет этот мяч, он помчится с нами вскачь.
Жёлтый, красный, голубой, с ним не страшен путь любой.
Ведущий : Мы очутились ещё в одной сказке Маршака !
* Дети средней группы инсценируют фрагмент "Сказки о глупом мышонке "
Ведущий : Ребята, вы догадались, какая это сказка ? (Ответы детей) . А вот и 4 страница нашей волшебной книги! (Показывает следующую страницу) .
* Под музыку в зал входит Рассеянный с чемоданом.
Рассеянный :
Это что за остановка – Бологое иль Поповка?
Что за станция такая – Дибуны или Ямская?
Ведущий : Ребята, вы узнали этого гражданина? (Ответы детей) .
Ведущий :
Вместо шапки на ходу он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки. И кричит :
Рассеянный : Что за шутки! Еду я вторые сутки.
Ведущий : Уважаемый, вы снова, что-то напутали, это детский сад!
Рассеянный : Детский сад, вот это да, как попал-то я сюда? Так я как раз в детский сад и направлялся!
Ведущий : Мы тебе очень рады, а сегодня особенно, потому что наш праздник посвящен творчеству С. Я. Маршака .
Рассеянный : Вот здорово! Ведь я тоже из сказки …Корнея Ивановича Чуковского!
Ведущий : Рассеянный, ты опять всё перепутал. Твою сказку написал Самуил Яковлевич Маршак .
Рассеянный : Точно, точно! А вы знаете, что С. Я. Маршак сочинял для детей не только стихи и сказки , но и придумывал для них загадки. Помогите мне их отгадать!
Что такое перед нами :
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
(Очки)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Поломала
(Пила)
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.
(Велосипед)
Ведущий : Спасибо тебе, Рассеянный за весёлые загадки! Оставайся с нами и помоги нам найти недостающие страницы из книги Маршака !
Рассеянный : С удовольствием помогу!
* Под музыку Почтальон и Рассеянный катят мяч со словами :
Чтобы мы не заблудились и скорее в путь пустились,
Нам поможет этот мяч, он помчится с нами вскачь.
Жёлтый, красный, голубой, с ним не
трашен путь любой.
Ведущий : А вот и новая сказка Маршака !
* Дети старшей группы №10 инсценируют фрагмент сказки «Теремок» .
* В конце герои сказки и участники праздника танцуют под весёлую музыку.
Ведущий : Вы, конечно, все узнали, что это сказка… «Теремок» ! А вот и ещё одна страница из нашей книги!
Ведущий : Нам осталось найти последнюю страницу волшебной книги. Давайте все дружно попросим наш мяч.
* Почтальон и Рассеянный бросают мяч детям, те возвращают мяч со словами :
Чтобы мы не заблудились и скорее в путь пустились,
Нам поможет этот мяч, он помчится с нами вскачь.
Жёлтый, красный, голубой, с ним не страшен путь любой.
Ведущий : Вот и последняя сказка из нашей книги !
* Дети подготовительной группы №11 инсценируют фрагмент «Сказки про Козла » .
Почтальон (после сказки ) : Ребята, а давайте в козла-то сыграем!
Рассеянный : А кто Козёл-то?
Почтальон : Егор Кузьмич!
* Проводится подвижная игра «Козёл» .
Ведущий : Ребята, как называлась последняя сказка ? (Ответы детей) . Правильно, «Сказка про козла » . А вот и страница из этой сказки !
Почтальон :
Всё теперь у нас порядке! Все странички по-порядку!
Рассеянный :
Книгу дарим вам, друзья! Будьте с ней дружны всегда!
Почтальон :
Ученье – свет, а неученье – тьма, запомните, мои друзья!
Ведущий :
Наш праздник завершать пора, друг другу скажем мы : «Пока» !
Разработка сценария и подготовка праздника проводилась совместно с воспитателем высшей квалификационной категории Артемьевой В. П.
Ведущий:
Человек рассеянный
С улицы Бассейной…
Любой, услышав знакомые слова, улыбнувшись, обязательно продекламирует:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Дети (хором):
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Ведущий: Конечно же, ребята, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь.
Игра «Составь слово»
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На наш вопрос ответ.
Перу какого поэта принадлежат названные хором строки?
(Из 6 карточек, на которых написаны буквы, дети составляют слово «Маршак».)
Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.
Родился 3 ноября 1887 года на окраине Воронежа в доме при мыловаренном заводе братьев Михайловых, на котором работал мастером его отец – одарённый от природы человек, человек – самоучка, достигший высокого мастерства. В поисках настоящего дела ему часто приходилось переезжать с места на место. Но как бы не складывалась жизнь, он первый привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к человеческому труду, ко всякому мастерству.
Книга была в этой семье любимым другом. Маленький Маршак рано полюбил стихи. С детских лет у него складывались уже свои вкусы и пристрастия. «Я любил в детстве смешное и героическое», — вспоминал поэт впоследствии.
Ребёнок (1):
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
На столе он строит башни,
Строит город в пять минут.
Верный конь и слон домашний
Под столом его живут…
Полон силы богатырской,
Он от дома до ворот
Целый поезд пассажирский
На верёвочке ведёт…
(«Великан».)
Ведущий: Сочинять стихи С. Я. Маршак начал с четырёх лет. К одиннадцати годам написал несколько длиннейших поэм и перевёл древнеримскую оду.
Эти первые литературные опыты поощрялись учителем гимназии. Именно под влиянием этого человека у Маршака и родилась страсть к поэзии, любовь к язык, стремление познакомиться с мировой поэзией и первые попытки переводить стихи иноплеменных авторов.
В дальнейшем судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Из провинциального захолустья подросток, как в сказке, был перенесён в северную столицу — Петербург, учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, писатели, артисты
Чтобы основательно изучить английский язык, заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, Маршак уезжает в Англию, где продолжает обучение. Чтобы слушать разговорную речь, совершал пешие прогулки по стране, слушает английские песни, живёт в лесной школе. Пребывание в Англии дало молодому поэту то подлинное знание языка, литературы, тот запас личных впечатлений, то своё особое ощущение страны, народа, без которых он не смог бы стать таким глубоким и проникновенным переводчиком английских поэтов!
Ребёнок (2):
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И выгнала из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
— Ну что? – она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
(Английская песенка «Котята».)
Ведущий: Летом 1914 года, перед самым началом первой мировой войны, С. Я. Маршак вернулся в Россию. В эти военные годы судьба столкнула его со множеством детей-беженцев, для которых писатель провёл большую работу по организации помощи. Так в Краснодаре Маршак организовал целый «Детский городок» — классы, мастерские, кружки и, в центре всего этого детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.
Инсценировка сказки «Старуха, дверь закрой»
Входят старик и старуха. Старик ложится на диванчик, старуха начинает стряпать.
Под праздник, под воскресный день,
Пред тем, как на ночь лечь,
Хозяйка жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
В распахнутую настежь дверь
Он залетал порой.
Старик:
Старуха, дверь закрой!
Старуха поворачивается к старику, руки в боки.
Старуха:
Мне только дверь и закрывать,
Другого дела нет.
По мне – пускай она стоит
Открытой сотню лет!
Старик садится.
Старик:
К чему ругаться меж собой,
Вести ненужный спор?
Я предлагаю, старая,
Такой вот уговор:
Давай-ка лучше помолчим,
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот двери и запрёт!
Старуха:
Топтаться нечего напрасно,
С тобой я полностью согласна.
Старуха садится, затем они ложатся.
Проходит час, за ним другой.
Хозяева молчат.
Давно в печи погас огонь.
В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,
А дверь не заперта.
Два незнакомца входят в дом,
А в доме темнота.
Появляются два незнакомца.
Незнакомец (1):
А ну-ка, есть ли здесь народ?
Кто в домике живёт?
Молчат старуха и старик,
Воды набрали в рот.
Незваные гости осматриваются.
Незнакомец (2):
Смотри-ка, вон в печи
Стоят два пирога.
Подходят к печке.
Незнакомец (1):
Да здесь ещё петух.
А рядом потроха.
Ставят на стол, садятся есть.
Незнакомец (2):
Ну, до чего вкусна еда.
Вот нам бы так всегда
Незнакомец (1):
Спасибо дому за обед,
Нам снова надо в путь.
Встают.
Незнакомец (2):
В дорогу дальнюю пирог
Ты взять не позабудь.
Берут пирог,идут к выходу, Незнакомец 1 разламывает пирог пополам, пробует.
Незнакомец (1):
Мне кажется, мой друг и брат,
Пирог немного сыроват.
Старуха:
Нет! Пирог мой не сырой!
Старик:
Старуха, дверь закрой!
Ведущий: Найдя своё настоящее дело в жизни, С. Маршак стал работать только для детей, чтобы книжки помогали учиться, расти, радоваться. Поэт хотел, чтобы его стихи воспитывали детей и те вырастали умными, честными добрыми, смелыми и просвещёнными людьми, чтобы книга помогала им жить.
Ребёнок (3):
…Побывал у них я дома,
Видел полку над столом,
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.
(«Книжка про книжки».)
Ведущий: В стихах Маршака так точно выбрано и поставлено в строку каждое слово, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов. Оттого так чёток, пружинист ритм стиха, и так легко и весело произносить вслух эти звонкие строчки.
Ребёнок (4):
Помчался
Не угнаться
За тобой!
Пятнадцать
Ты покатился
Не воротился…
Ведущий: Самуил Яковлевич всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он с малых лет подружил их с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова, с помощью которого можно отлично высмеять врага или вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать и даже рисовать цветные картинки мира.
Ребёнок (5):
Эта страница зелёного цвета,
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилёг.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт стрекоза…
(«Разноцветная книга».)
Ребёнок (6):
А эта страница – морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода…
(«Разноцветная книга».)
Ребёнок (7):
…Вот жёлтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды –
Степные поезда…
(«Разноцветная книга».)
Ведущий: Самуил Яковлевич считал, что стихи позволяют увидеть многое по-иному, например…
Ребёнок (8):
Открываем календарь.
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
(«Круглый год».)
Ведущий: Жизнь Маршака – пример удивительной работоспособности, трудолюбия, сосредоточенности, настойчивости. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было работать. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах крупным красивым подчерком Маршак писал статьи для газет и журналов, весёлые комедии для театра, загадки, песни, стихи и письма – ответы своим читателям.
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
(«Почта».)
Ведущий: Миллионы детей любят стихи поэта, запоминают их наизусть, а затем, став взрослыми, знакомят с ними своих детей.
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигрёнок, а не киска!
Ребёнок (9):
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
(Из цикла «Детки в клетке».)
Ведущий: Ребята, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию загадки, составленные по произведениям С. Я. Маршака.
Есть одна игра для вас.
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно, отвечайте.
От меня помчался вскачь
Мой весёлый, звонкий… (мяч).
В зоопарке у зверей
Кто обедал? (Воробей.)
Обучить медведя стирке
Очень сладко ты поёшь!
Отвечает ей спросонок
Глупый маленький… (мышонок).
Кто совсем не хочет мыться,
Убегает из корытца.
А в углу за сундуком
Моет лапку языком?
Серый и усатый…
(Котёнок полосатый).
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я – известный мастер,
Мастер — … (ломастер).
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово!
Не хромает жеребец.
Подковал его … (кузнец).
Спать кто-то не хочет,
Приляжет и вскочит,
Одеяла все – прочь,
И стоит он всю ночь.
Ах, бедные няньки
У… (Ваньки – Встаньки).
Вечно делает не то,
Но известен всем зато
С улицы Бассеянной…
(Человек рассеянный.)
Газеты, письма и журналы –
Все по адресам,
Рано утром, спозаранку,
Он разносит сам.
Это он, это он …
(Ленинградский почтальон.)
Ведущий: Вы, ребята, хорошо знаете стихи Маршака, поэтому без особого труда разгадаете кроссворд.
По горизонтали:
1. Смотала старушка
… (Клубок) для чулок,
А пудель тихонько
… (Клубок) уволок.
2. Открываем календарь
Начинается … (январь).
3. Встречаясь на всех перекрёстках,
Бегут фонари через … (мост).
А небо над городом — в блёстках
Далёких, чуть видимых звёзд.
4. Старушка сказала:
Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на … (обед).
5 Вот тёмно-красная божья … (коровка) ,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
6. Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый … (дом) .
По вертикали:
7. Это снежная страница.
Вот прошла по ней … (лисица),
Заметая след хвостом.
5. Стала петь мышонку … (кошка):
— Мяу, мяу, спи, мой крошка.
8. За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всём
И жуём, жуём, жуём.
Это трудная … (работа) –
Щёки лоснятся от пота.
9. Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведёрко и … (совок).
10. Охотник, не мигая,
С неё не сводит глаз.
Вот-вот она умчится,
А вместе с ней … (алмаз).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы все сегодня отлично поработали.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.