Мифы древней греции о тесее. Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища
В цикле мифов о Тесее под легендарной оболочкою скрываются исторические факты, хотя патриотическая фантазия афинян внесла в эти сказания много заимствованного из других мифов, сильно прикрасила их, и перенесла на своего племенного героя многое, бывшее результатом позднейшего культурного развития. Мифический Тесей – представитель того греческого племени, которое занимало Трезенскую область, северный берег Пелопоннеса, Истм, Мегару, Аттику и Эвбею и общим именем которого впоследствии стало название ионийцев . Посейдон Потрясатель (Посейдон Эгей), бывший главным местным богом на Истме, был отцом Тесея; Афина и Аполлон покровительствовали ему. В мифе Тесей пошел в Афины из Трезен, древнего ионийского города, основал на Истме в расчищенном сосновом лесу служение Посейдону, учредил в честь ему состязания и воинские игры, на которых афиняне продолжали пользоваться правами особенного почета и в исторические времена, когда Мегара и Истм уж давно были заняты другим племенем, дорийским. Согласно мифу, Тесей освободил Афины и Мегару от ига финикиян, представителем которых в легенде является критский царь Минос; он изгнал из Греции финикийское служение богу солнца Молоху и богине любви Ашере -Астарте и соединил прежние мелкие независимые, общины одного племени в одно государство, столицею которого стал древний укрепленный город Кекропия.
Амазонки, от нашествия которых освободил Аттику мифический Тесей, тоже олицетворяют собою финикийско-сирийское богослужение. Далее мы увидим, что во всех тех местностях Малой Азии, где по греческим легендам жили амазонки , находились знаменитые святилища сирийской богини плодородия; в которых одетые в мужское платье и вооруженные женщины исполняли военные пляски, а толпы служительниц храма, иеродул, совершали фантастические обряды. Едва ли можно сомневаться в том, что мифы о победе Тесея над амазонками и над марафонским быком – отголоски преданий о вытеснении восточных обрядов и жертвоприношений греческими культами Посейдона и Афины , олицетворяемыми в Тесее. В Аттике были «амазонские могилы», старинные памятники, около которых группировались народные рассказы о нашествии амазонок; поэты и художники развивали эти народные предания о воинственных девушках, и впоследствии времени мифическая победа Тесея над амазонками стала обозначать победу эллинизма над востоком.
Миф о том, что Тесей соединил, всю Аттику в одно государство, вероятно, тоже основан на исторических фактах. Дело очень возможное, что какой‑нибудь воинственный царь старинного укрепленного города на Илиссе – афинского Акрополя – покорил другие мелкие государства, на которые была разделена Аттика, принудил жителей соседних общин переселиться к подошве Акрополя, а общины, менее близкие, заставил признавать свою власть. Мифы о Тесее говорят, что он учредил праздник Синекий (соединения поселений), сделал старинный афинский праздник жатвы праздником государственного единства («Панафинейским», то есть «Всеафинским» праздником). Миф приписывает Тесею и то установление, что в Афинах могут селиться греки из других областей, что они, хотя и не будут иметь прав афинских граждан, но будут пользоваться покровительством законов; этот миф делает Тесея установителем обычая, по которому издавна пользовались защитою законов метеки. При соединении мелких независимых общин в одно государство, население этого государства оказывается состоящим из людей разного облика, разных сословий и профессий; потому легенда говорила, что Тесей разделил жителей Аттики на сословия благородных людей (эвпатридов), земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Этот миф так укоренился в памяти народа, что сохранилось и по возникновении позднейшего представления о Тесее, как основателе демократического устройства. Люди старинных и богатых родов, издавна занимавшихся военным делом, конечно, занимали привилегированное положение; эти благородные воины, бывшие товарищами царя на войне, конечно, были товарищами его и в управлении государством, в суде, на пирах в его дворце (Пританее). Когда Афины были уж республикою, в них считалось величайшей почестью обедать на общественный счет в правительственном дворце, который сохранял название Пританея. Обычай награждать людей этою почестью, вероятно, был остатком обычаев времен царей.
Итак, в основании мифа о Тесее лежали исторические предания. Впоследствии, сказания эти были украшены фантазиею поэтов, художников и заимствованиями из легенд о других героях, в особенности о Геракле. Основанием для прекрасного мифа о верной дружбе между Тесеем и Пирифоем могло быть то, что при вторжении горных племен в долину Пенея переселились в Афины два изгнанные пришельцами старые фессалийские рода, один из которых считался происходящим от Пирифоя. Было сказание, что когда афиняне сражались на Марафонском поле за свободу родины, из земли поднялся великан Тесей и бился впереди афинян, помогая им отразить азиатов, как некогда победил он быка, пришедшего на Марафонское поле с востока. Герой, основавший афинское царство, конечно, не мог не принять участия в самом славном из событий истории этого государства. Легенда о том, что Тесей сражался в Марафонской битве, увеличила популярность имени этого мифологического героя в афинском народе. И вероятно это оживление любви к Тесею было причиною того, что боги повелели афинянам перевезти его кости со Скироса, где умер он, в Афины. Орел показал гробницу Тесея афинскому посольству. В гробнице, подле костей великана лежали меч и копье его. Кости и оружие были привезены в Афины и торжественно похоронены в городе. Над этой гробницею был построен храм Тесея и украшен превосходными скульптурными изображениями его подвигов. Был установлен ежегодный праздник Тесея. Рабы и другие преследуемые, успевшие убежать в храм Тесея, находили там неприкосновенный приют себе.
Мифы о Тесее
Миф о рождении Тесея
Царь афинский Эгей, из рода Эрехтея, два раза вступал в брак, но ни от одной жены не имел детей. Стал он уже седеть, и приходилось ему встречать одинокую и безрадостную старость. И вот отправился он в Дельфы вопросить оракула о том, как стяжать ему сына и наследника престола? Оракул дал Эгею ответ темный, которого он никак не мог объяснить себе; поэтому из Дельф он и отправился прямой дорогой в Трезены, к славному своей мудростью царю Питфею: питал он надежду, что Питфей уяснит ему гадание оракула. Вникнув в слова предвещания, Питфей усмотрел, что афинскому царю суждено иметь сына, который доблестными подвигами своими стяжает себе между людьми великую славу. Дабы сделать причастным этой славе и свой род, Питфей выдал за афинского царя дочь свою Эфру, но брак этот счел нужным скрыть до времени от народа; и когда Эфра родила сына, Питфей распространил слух, что отец родившегося младенца – Посейдон, бог моря. Младенца назвали Тесеем, и дед усердно заботился о его воспитании. Эгей же, вскоре после бракосочетания с Эфрой, покинул Трезены и снова удалился в Афины: боялся он, чтоб его ближайшие родичи, пятьдесят сынов Палланта, не овладели его властью. Оставляя Трезены, Эгей закопал в землю под тяжелую каменную глыбу меч и пару сандалий и приказал жене своей Эфре: когда сын их вырастет и достигнет такой силы, что будет в состоянии сдвинуть с места глыбу камней – пусть она заставит его тогда достать зарытые в землю меч и сандалии и с этими знаками пришлет его в Афины. До тех же пор Тесей ничего не должен был знать о своем происхождении.
Миф о подвигах Тесея на пути в Афины
Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, мать повела его к камню, на котором он должен был испытать свою силу. Без труда приподнял юноша тяжеловесную глыбу и достал из-под нее меч и сандалии. Тогда открыла Эфра сыну, кто его отец, и велела отправляться к нему в Афины. Сильный и мужественный юноша тотчас же стал снаряжаться в путь. Мать вместе с дедом просили Тесея ехать в Афины морем, а не сухим путем: морской путь был безопаснее, а по сухому пути в Афины, на Коринфском перешейке, жило много чудовищных исполинов, бродило много диких зверей. В прежнее время Геракл очищал землю от нечистых чудовищ: он боролся с ними всюду; теперь же Геракл находится в Лидии, в невольничестве у Омфалы, и все дикие чудовища и злодеи, скрывавшиеся доселе из страха перед героем, свободно рыскают по свету и беспрепятственно совершают всякие злодеяния. Слушая речи матери и деда, юный Тесей решился взять на себя то служение, которому, прежде него, посвятил себя Геракл. Тесей был родня Гераклу по матери (Эфра и Алкмена были внучками Пелопса) и чувствовал в себе присутствие духа и силы великого героя, стяжавшего своими доблестями всемирную славу. С раннего детства Тесей избрал его себе образцом и с нетерпением ждал той поры, когда он будет в силах, подобно своему кумиру, вершить великие, геройские подвиги. Не хотелось ему также предстать перед отцом, не прославясь никаким великим делом: не по мечу и сандалиям – пусть по великим и славным делам узнает в нем и своего сына и потомка доблестного Эрехтея. Так думал Тесей и не отправился и Афины морем, а пошел более опасным, сухим путем.
Лишь только перешел Тесей границу царства своего деда и вступил в область Эпидавра, в темпом лесу набрел он на хищного исполина – Перифета. Нападая на путников, Перифет поражал их тяжелой железной палицей. Бестрепетно пошел к нему юноша навстречу и после недолгой борьбы одолел его и предал смерти. Железную палицу убитого врага Тесей взял себе и носил ее постоянно с собой – подобно тому как Геракл носил шкуру немейского льна. На Коринфском перешейке, в сосновом лесу, посвященном Посейдону, Тесей встретил другого хищника – Синиса. Прохожих, попадавшихся в его руки, Синис терзал и умерщвлял самым мучительным образом: пригнув к земле две сосны, он привязывал к их вершинам свою жертву, и сосны, выпрямляясь, разрывали тело несчастного страдальца. Тесей умертвил и этого хищника и на месте победы над ним, на Коринфском истме (перешейке), впоследствии, когда был уже царем в Афинах, основал в честь Посейдона Истмийские игры. Юная и прекрасная дочь хищного исполина бежала от Тесея и скрылась в пустынной стране, заросшей густым кустарником; прячась в кустах, она с детской простотой молила их сокрыть ее от чужеземца и обещала никогда не рвать с них ни одной ветви и не жечь их в огне. Тесей дружески призвал ее к себе, уверил ее, что он не сделает ей никакого зла, и принял на себя попечение о судьбе ее. Впоследствии он выдал ее за Дионея, сына эхалийского царя Эврита. Ее потомки никогда не жгли в огне ветвей тех кустов, которые дали некогда убежище в своей чаще их прародительнице.
Идя далее, Тесей пришел в густой Кромионский лес, в чаще которого обитал страшный вепрь, причинявший множество бед жителям окрестных местностей; Тесей обещал освободить их от страшилища и, отыскав вепря, умертвил его. Засим дошел он до границы Мегары, до так называемой Скиронской скалы. На вершине ее, на краю крутого обрыва к морю сидел великан и злодействовал над проходившими мимо него путниками: с наглыми ругательствами он заставлял их мыть ему ноги, и в то время когда они исполняли это дело, сталкивал их ногой со скалы в море; тела разбивавшихся о скалу путников пожирала исполинская черепаха. Тесей сбросил злодея самого в море. При Элевзине, недалеко от границ Мегары, выступил против юного героя исполин Керкион и заставил его биться с собой; исполин этот принуждал вступать с ним в бой всех проходивший мимо чужеземцев.
Тесей, опытнейший из бойцов своего времени, осилил Керкиона и умертвил его, власть же над страной передал Гиппофою – сыну Посейдона и Алопы, прекрасной дочери убитого Керкиона. Алопа при самом своем рождении была брошена отцом без призрения; кобылица вспоила ее молоком своим, а пастухи соседних стран были ее воспитателями. За Элевзином Тесей встретился со свирепым Дамастом, который зазывал прохожих к себе в дом и предавал их потом самой мучительной смерти. У него было ложе, на которое должны были ложиться попадавшие в дом его путники: если ложе было для них коротко, Дамаст обрубал им ноги; если же ложе было длинно – он бил и вытягивал путнику ноги до тех пор, пока ложе не приходилось ему в меру. Поэтому Дамаста звали также Прокрустом – вытягивателем. Тесей принудил самого его лечь на ужасное ложе, и так как исполинское тело Дамаста было длиннее ложа – герой обрубил ему ноги, и злодей кончил жизнь в ужасных мучениях.
После стольких подвигов и приключений, Тесей прибыл благополучно к потоку Кефиссу. Здесь он был дружески принят некоторыми из рода Фиталидов, которые очистили его от пролитой им крови и проводили до самого города.
Когда юный герой в длинной ионийской одежде, с красиво причесанными волосами проходил по улицам города, увидали его рабочие, строившие храм Аполлону, и стали насмехаться над "девицей, которая бродит по улицам одна, без провожатого". Разгневанный Тесей выпряг из стоявшей вблизи повозки быков и повозкой пустил в глумившихся над ним работников, сидевших вверху, па крыше храма. С изумлением и страхом увидали они тогда, что им приходится иметь дело не со слабосильной женщиной, и были весьма рады, когда Тесей, оставив их, пошел далее.
Тесей в Афинах
Чужестранцем вступил Тесей и дом своего отца и не был им узнан. В доме старого царя хозяйничала в то время злая и хитрая Медея; бежав из Коринфа, она прибыла в Афины и была здесь радушно принята Эгеем, которому обещала возвратить своими волшебствами силу юности. Медея узнала в пришельце Тесея – Эгеева сына и, боясь, чтобы он не вытеснил ее из дома своего отца, стала думать о том, как бы извести юношу. Она уверила слабого и боязливого царя, что прибывший в его дом чужестранец – соглядатай, подосланный врагами, и убедила старца отравить гостя за обедом. За столом Медея поставила перед юношей питье, в которое положена была отрава.
Тесей же, желая поразить отца внезапной радостью, вынул для резания мяса тот меч, по которому старик должен был узнать в нем своего сына. Обрадовался и ужаснулся тогда Эгей, быстро бросил он на пол кубок с отравой и крепко обнял сына, которого ждал с нетерпением так долго. Медея же сочла за лучшее немедленно оставить дом старика Эгея и бежать из пределов его царства.
Эгей тотчас представил сына собравшемуся народу и рассказал о его подвигах и приключениях, бывших с ним на пути. Радостно приветствовал народ юного героя, своего будущего царя. Скоро представился Тесею случай показать афинянам свое мужество и свою силу. Пятьдесят сынов Палланта, Эгеева брата, до сих пор находились в твердой уверенности, что по смерти их старого, бездетного дяди власть его перейдет в их руки. Теперь же, когда к старику неожиданно откуда-то прибыл сын, о котором никто ничего не знал до сих пор, надежда эта оказалась тщетной, и дикие Паллантиды в яростном гневе, с оружием напали на город, имея намерение убить старого царя и его сына и присвоить себе власть над городом. Подойдя к Афинам, Паллантиды разделились на два отряда: один отправился к городским воротам, другой сел в засаду. Последний отряд должен был напасть на Тесея с тыла во время борьбы его с передовыми Паллантидами. Проведал, однако, Тесей о плане врагов и начал с того, что отыскал тех из них, которые скрывались в засаде, и перебил всех их до последнего; остальные обратились после этого в бегство. Так избавлен был Эгей от притеснений и опасностей, которыми грозило ему постоянно властолюбие племянников; с тех пор дни его текли мирно. Вскоре после этой победы юный царевич оказал великое благодеяние и всем жителям Аттики. На полях марафонских свирепствовал страшный бык, о котором мы уже знаем из истории о Геракле. Бык этот был приведен Гераклом с Крита в Микены и отдан Эврисфею; бежав из Микен, он долго бродил по Элладе, пришел наконец в Марафонскую страну и стал здесь страшилищем и бичом людей и животных. Тесей поборол быка, привел его в Афины и принес здесь в жертву Аполлону.
Миф о Тесее и его сыне Ипполите
По смерти Эгея царем в Афинах стал Тесей. Мудрыми учреждениями и законами он установил в государстве такой порядок, что почитался истинным основателем Афинского царства. Правил он кротко, человеколюбиво, и царство его почиталось убежищем для всех утесненных и преследуемых. Так, кроме славы великого героя Тесей стяжал славу мудрого правителя. Но жажда подвигов, томившая его душу, не давала ему покоя и часто уводила его далеко за пределы Афинского царства. Он принимал участие в калидонской охоте, в походе аргонавтов и, вместе с Гераклом , ходил в страну амазонок. Во время последнего похода он взял в плен амазонскую царицу Антиопу, привел ее в Афины и здесь вступил с ней в брак. Войнолюбивые амазонки не могли перенести такого позора. Сильной ратью пошли они на Элладу, чтобы отомстить грекам за поражение и освободить из плена свою царицу. Они дошли до Афин и взяли приступом город; афиняне удалились в крепость, амазонки же расположились на холме Арея. На соседней равнине загорелась жаркая битва, в которой Антиопа, полная страстной любви к мужу, билась вместе с ним в рядах афинского войска до тех пор, пока, пораженная в грудь копьем, не пала к ногам супруга. Эта горестная для обеих сторон потеря ослабила ярость битвы и повела к торжественному примирению. По заключении мира амазонки отступили.
Антиопа родила Тесею сына Ипполита. Отец послал мальчика на воспитание в Трезену, к деду своему по матери Питфею. Вырос Ипполит и стал прекрасным юношей; много дев пылало к красавцу любовью. Но целомудренный юноша холоден был к красоте и любви; его подругой была чистая, девственная Артемида: вместе с ней блуждал он по лесистым горам, охотясь на ланей и вепрей, и пренебрегал дружбой с Афродитой. Гневом воспылала на него за это богиня любви и положила погубить гордеца, вселив нечистую любовь к нему в сердце мачехи его Федры. Федра была дочь Миноса, младшая сестра Ариадны. Тесей вступил с ней в брак, находясь в преклонных уже летах. Так была похожа Федра на свою старшую сестру, что когда Тесей ввел в свой дом молодую жену, ему казалось, будто он снова переживает счастливые дни юности и видит осуществление надежд и мечтаний своей молодости. Только то упустил из виду Тесей, что лета его не соответствовали летам молодой жены и что красота юности, которой он привлекал некогда любовь, давно уже миновала.
Однажды Ипполит пришел из Трезены в Афины на праздник Элевсинских таинств. Тут Федра увидала в первый раз своего пасынка: таким же красавцем был Тесей в лета молодости. С первой же встречи Федра горячо полюбила юношу – такова была воля Афродиты. Таила она свою страсть и старалась подавить ее, но бессильна была ее воля, не властна была она над собою. Когда Ипполит ушел опять в Трезену, Федра на высоком холме построила храм Афродите; здесь часто просиживала она но целым дням и, томимая страстью, смотрела на дальний берег, где жил ее пасынок. В скором времени Тесей должен был ехать вместе с нею в Трезену и пробыл там довольно долго. Близость прекрасного юноши еще больше усилила любовь к нему Федры. Она уже не хотела подавлять своей страсти: муки любви стали для нее наслаждением и счастьем. В то время как Ипполит упражнялся в единоборстве на арене, царица садилась под тень миртового дерева, на ступени храма Афродиты, стоявшего на ближнем холме, и отсюда, никем не зримая, любовалась красотой юноши и не сводила глаз с него, и когда мучения страсти становились невыносимы, царица, заливаясь слезами, рвала листья мирта и пронзала их булавкой. Так изводилось пагубной страстью ее болящее сердце; сохла она, и увядала ее краса. День и ночь томилась она в своем одиноком тереме, бледная и недужная, и наконец решилась умереть. Три дня отвергала она всякую пищу и, полуживая, недвижимо лежала на своем ложе, и никто не мог постичь причины ее страданий. Приходит наконец к царице ее старая кормилица и начинает расспрашивать о ее горе; несчастная царица открывает ей свою тайну. Хитрая кормилица, питавшая к своей госпоже безрассудную, слепую любовь, задумала открыть Ипполиту, как любит его мачеха, и убедить его не отвергать ее чувства. Узнав о намерении кормилицы, Федра не поощрила ее ни одним словом, но и не воспретила ей исполнения задуманного.
Ипполит только что возвратился из нагорных лесов, где охотился он со своими сверстниками. В их веселом обществе, воспевая хвалебные гимны, отправился он к храму защитницы своей девственной Артемиды. Украсив статую богини венком из цветов, он беззаботно пошел назад, в дом деда своего Питфея. Здесь встретила его старуха кормилица. Взяв с царевича клятву, что он не откроет никому того, что услышит от нее, старуха сообщила ему о страсти Федры и убеждала его не отвергать этой страсти. С ужасом и негодованием выслушал целомудренный юноша рассказ и предложение старухи и, возмущенный, проклиная всех женщин, тотчас удалился из дома и пошел в горы бродить по лесам – здесь, на лоне мирной, непорочно-прекрасной природы, искал он успокоения смущенной душе своей и не хотел возвращаться домой до тех пор, пока но вернется отец его, бывший в то время в Дельфах.
Когда узнала Федра о том, каким гневом воспылал Ипполит, слушая речи ее кормилицы, и как быстро скрылся он потом из дома, – стыд и отчаяние овладели душой несчастной царицы, и она решилась умертвить себя. Какими глазами стала бы она смотреть теперь на своего супруга и на юношу, ведавшего уже ее вину и гнушавшегося ее страстью? Одна только смерть – так казалось несчастной – может избавить ее от позора и искупить вину ее; смертью же думала она отомстить и тому, кто своим гордым презрением оскорбил и разбил ее сердце: не миновать и ему гибели, общая участь постигнет их обоих, и не будет он больше с гордым безучастием смотреть на злую судьбу ее. Удалясь в опочивальню, царица накинула на шею петлю и удавилась. Но перед смертью она написала на дощечке мужу, что в отсутствие его Ипполит делал покушение на ее честь и что смертью только могла она спастись от угрожавшего ей позора.
Украшенный лавровым венком, спокойно возвращался Тесей из Дельф, надеясь, что будет встречен радостными приветствиями домочадцев; но, подъехав к дому, он вопреки ожиданиям слышит вопли женщин и печальные крики рабов. Уж не умер ли престарелый Питфей, не случилось ли какого несчастья с каким-нибудь из малолетних царевичей? Только слышит он, что не Питфей умер – умерла Федра, сама наложила она на себя руки. Быстро входит он в дом, бросается к трупу и, отчаянный, горькими слезами оплакивает потерю жены – лучшей из всех жен на земле. Видит он в руке ее таблицу, – берет он эту таблицу и что же читает на ней? Собственноручно писала Федра мужу, что сын его Ипполит покушался на честь ее и что это покушение и было причиной ее самоубийства. Полный гнева и невыносимой скорби проклинает Тесей преступного сына, взывает к бурегонителю Посейдону: "Отец Посейдон! Ты любил меня всегда как сына и дал мне некогда обещание исполнить три мои желания; молю: покарай преступного; если не ложно было твое обещание, пусть не переживет он этого дня! Если же владыка Посейдон, – прибавил Тесей, – не ниспошлет в Аид моего сына, я изгоню его из пределов нашей земли: пусть в горе и нужде, тяготимый проклятиями отца, влачит он дни свои на чужбине".
Тесей пылал еще гневом, когда Ипполит возвратился домой. Ничего не зная о причине отцовского гнева, он с участием стал расспрашивать о том, что случилось в их доме. С невозмутимым спокойствием, в полном сознании своей непорочности защищался Ипполит от обвинений и упреков, которыми осыпал его отец, но, связанный клятвой, не мог он открыть истинной причины самоубийства Федры и не убедил отца в своей невиновности. Тесей изгнал сына из отечества. Проливая горькие слезы, Ипполит перед отходом еще раз торжественно призвал в свидетели своей невинности охранителя клятв Зевса и Артемиду, ведавшую непорочность его сердца.
Не зашло еще солнце того дня, как к Тесею явился гонец с вестью о гибели сына его Ипполита. С горькой усмешкой спросил ослепленный гневом отец: кто умертвил его сына? "Не пал ли он от руки врага, жену которого оскорбил так же, как жену отца своего?" – "Нет, – отвечал раб. – Собственные кони убили его, погубило его проклятие, которое изрек ты над ним, когда призывал на его голову кару Посейдона". – "О боги, о Посейдон! – воскликнул Тесей. – Милостив был ты ко мне в этот день, как отец внял мольбе моей и исполнил ее! Но скажи мне, вестник, как поразила преступного праведная кара гневного бога?" – "Были мы на берегу моря, – так начал рассказывать вестник, – мыли мы там и чистили коней Ипполита, и тут дошла до нас весть, что царевич навсегда изгнан тобой из родины. Вскоре за тем подошел к нам и сам Ипполит, сопровождаемый толпой опечаленных друзей, и подтвердил нам то, что слышали мы от других; потом велел он запрягать коней в колесницу: земля его предков стала теперь для него чужой землей. Когда кони были впряжены в колесницу, он взял в руки повода и сказал, воздев руки к небу: "Зевс-всевидец! Пусть поразит меня смерть, если я повинен в возводимом на меня беззаконии! Рано или поздно, при жизни моей или после смерти, пусть отец мой узнает, как несправедливо поступил он со мной!" С этими словами пустил он коней, мы же пошли вслед за ним по дороге к Эпидавру и Аргосу. Когда, миновав Трезену, прибыли мы к Саронскому заливу, на пустынный берег моря, мы услыхали раскаты грома, раздававшегося как будто из-под земли. Испуганные кони навострили уши, и в страхе стали мы озираться во все стороны, отыскивая, откуда выходили громовые звуки? Обратись к морю, мы увидали неслыханно высокий вал: до небес вздымался тот вал и совершенно скрывал от нас скалы противоположного берега. Вскоре пенящиеся, седые волны с шумом устремились на берег, на дорогу, по которой ехала колесница царевича, и из волн вышел огромный, чудовищный бык, от дикого рева которого содрогались прибрежные скалы и утесы. Страх обуял коней. Сын твой, опытный в искусстве править колесницей, изо всех сил натягивал повода и всячески старался сдержать бешеных коней; но, закусив удила, мчались они по дороге, и не было возможности сдержать их никакой силой. Ипполит старался направить коней к равнине, но бык бросался на них с этой стороны, пугал их своим ревом и гнал в противоположную сторону – к скалистому крутому побережью. Так пригнал он коней к обрыву скалы; кони бросились вниз и разбили колесницу. Бешено помчались они по берегу, влача за собой, по песку и по камням, запутавшегося в поводах царевича; голова и тело несчастного постоянно бились о камни и ребра прибрежных утесов. Мы бросились к нему на помощь, но не могли догнать без устали мчавшихся коней. Наконец, высвободясь из оборвавшихся поводьев, разбитый и окровавленный, падает он на землю и лежит, борясь еще со смертью. Кони исчезли из виду, скрылся также и бык – словно его поглотила земля. Господин, – сказал в заключение вестник. – Я раб твой, но никогда не заставишь ты меня думать, что сын твой преступен; в моих глазах он вечно будет добродетельнейшим из людей".
Тесей, все еще убежденный в преступности Ипполита, сказал после долгого молчания: "Не радуюсь я несчастью сына, но не могу и жалеть о злодее. Принесите его сюда; умирающего, уличу я его, не может он более запираться в своем злодеянии: гнев богов-карателей обличает его". В то время как Тесей ждет прибытия умирающего сына, внезапно является девственная богиня Артемида, подруга Ипполита, сопутствовавшая ему на охотах по горам и лесам, и обращается к афинскому царю с такой речью: "Что радуешься ты, Тесей, гибели сына? Несчастный! Поверил ты лживым словам жены и погубил невиновного! Вечным позором покрыл ты свою голову, и нет тебе отныне места между правдивыми. Узнай злосчастную судьбу свою. Жена твоя Федра, распаленная ненавистной мне богиней, любила твоего сына; пыталась она подавить в себе эту любовь, но не успела, и погибла, послушав своей старой кормилицы. Кормилица открыла любовь госпожи своей Ипполиту: он с негодованием и ужасом отверг эту любовь. Тогда Федра написала тебе лживое письмо и им погубила твоего сына; ты поверил письму; сын же твой, давший кормилице клятву молчать о слышанном от нее, не нарушил своей клятвы. Великое преступление совершил ты: увлеченный гневом, не разбирая дела, поразил сына проклятием и погубил его, неповинного".
Как убитый стоит Тесей перед богиней. Знает он теперь, что сын его умирает безвинно, жертвой безрассудного отцовского гнева. "Погиб я, – восклицает Тесей. – Нет для меня более радостей в жизни!" С громкими рыданиями бросается он навстречу сыну: покрытый кровью, избитый и еле живой лежит перед ним Ипполит. Прожил он, однако, столько времени, что успел простить убитого горем отца и снять с него вину в неповинно пролитой крови.
Полный глубокой скорби Тесей похоронил сына под тем миртовым деревом, под которым так часто сиживала Федра, томимая муками любви. И тело Федры погребено было под тем же деревом – в месте, которое так любила она в последние дни жизни: Тесей не хотел лишать своей несчастной жены чести погребения. Трезенские жители стали воздавать Ипполиту почести, подобающие полубогам, и установили в память его ежегодные празднества. Девы оплакивали судьбу целомудренного юноши, любимца Артемиды, принявшего смерть от оскорбленной им Афродиты; они приносили ему в жертву кудри волос и пели в честь его сладкозвучные песни.
Рождение и первые подвиги Тесея. Одним из самых известных греческих героев был Тесей, сын афинского царя Эгея. Во время путешествия Эгей некоторое время жил в небольшом городке Трезене. Там он женился на трезенской царевне, но не стал брать жену с собой в Афины, так как родственники Эгея хотели захватить власть и могли бы в ярости убить царевну. Перед уходом из Трезена Эгей спрятал свой меч и сандалии под огромным тяжелым камнем и сказал царевне: “Если у тебя родится сын и станет таким же сильным, как я, пусть поднимет этот камень, достанет меч и сандалии и придет ко мне в Афины”. Вскоре царевна родила сына и назвала его Тесеем. Когда Тесей подрос, мать открыла ему, кто его отец, и подвела к громадному камню. Тесей легко поднял этот камень, надел сандалии отца, прикрепил к поясу отцовский меч и отправился в Афины.
Ложе Прокруста. Дорога была очень опасной, потому что на ней хозяйничали разбойники. Самым страшным был Прокруст. Он объявлял путникам, что пропустит только того, кому впору придется его кровать. Высоких людей он клал на короткую кровать и обрубал им ноги, а малорослых — на длинную и вытягивал их. Никто не мог пройти в Афины мимо жестокого разбойника. Многих людей погубил он. Пришлось идти по этой дороге и Тесею. Злобно усмехаясь, вышел к нему навстречу Прокруст и, увидев, что юноша высок ростом, собрался положить его на короткую кровать. Но Тесей схватил Прокруста, заставил его лечь на собственную кровать и убил злодея. Дорога оказалась свободной, и вскоре Тесей пришел в Афины ко двору царя.
Тесей и его отец. Неспокойно было в то время в Афинах. Царь Эгей был уже стар. Многие хотели захватить царскую власть, зная, что у правителя нет наследника. Эгей подозрительно относился к незнакомым людям, боясь, что его могут убить. Поэтому он согласился на предложение волшебницы Медеи, которая жила в его дворце, отравить Тесея во время угощения.
Тесей не стал открывать свое имя, он хотел, чтобы отец сам узнал его. И вот, когда подали мясо, гость вытащил из ножен меч, чтобы разрезать еду. Эгей сразу узнал свой меч, отшвырнул чашу с ядом и обнял сына.
Голова быка
Тесей и Минотавр. Жители Афин были охвачены в то время большой печалью. Дело в том, что каждые девять лет они должны были посылать на остров Крит дань критскому царю Миносу — семь юношей и семь девушек. А Минос отдавал их на съедение Минотавру — чудовищу с туловищем человека и головой быка, жившему в страшном и запутанном Лабиринте.
Вскоре наступило время вновь посылать несчастных юношей и девушек на остров Крит. Тесей захотел отправиться вместе с ними. Он решил убить Минотавра. Эгей умолял сына остаться, но Тесей ответил: “Я не могу равнодушно смотреть, как увозят на гибель лучших людей. Я поеду вместе с ними, убью чудовище и освобожу Афины от этой жестокой дани”.
Обычно на плывшем на Крит корабле был черный парус в знак того, что у отправлявшихся к Миносу не было надежды на возвращение. Но в этот раз Тесей взял с собой белый парус и сказал отцу: “Если я останусь жив, корабль придет в Афины под белым парусом. Если нет — под черным”.
Ариадна помогает Тесею. Через некоторое время корабль был у берега Крита. Среди жителей, пришедших к морю посмотреть на прекрасных пленников, оказалась и дочь царя Миноса — Ариадна. Она видела, как с корабля сходят печальные юноши и девушки. Лишь один из них шел с поднятой головой, осматривая все вокруг — Тесей. Сердце Ариадны загорелось любовью к этому чужеземному юноше, и она решила спасти его от страшной пасти чудовища. Ночью она тайком пробралась к темнице, где были заперты пленники, и принесла Тесею кинжал. Этим кинжалом Тесей должен убить Минотавра. Но как он выберется потом из Лабиринта? Там такие запутанные ходы, что можно блуждать по ним бесконечно. Никто не знает, в какую сторону направиться, чтобы найти выход оттуда. И Ариадна придумала такую хитрость. Она дала Тесею клубок ниток, чтобы он привязал конец нити у входа в Лабиринт.
Битва Тесея с Минотавром.
Греческая амфора VI в. до н.э.
Тесей убивает Минотавра. Утром несчастных пленников повели в лабиринт. Первым шел по Лабиринту Тесей, и нить клубка отмечала его путь. Долго пробирался Тесей по запутанным коридорам, и вот впереди раздался страшный рев. Это Минотавр почувствовал приближение человека и бросился ему навстречу. Тесей спрятался за выступ стены и, когда Минотавр приблизился, он решительным и быстрым ударом убил чудовище. С помощью путеводной нити Тесей выбрался назад.
В то же утро корабль отправился в обратный путь. Радость переполняла сердца спасенных юношей и девушек. В честь благополучного исхода Тесей решил причалить к Делосу и принести благодарственную жертву богу Аполлону. Потом вместе со спутниками он исполнил радостный танец, двигаясь то в одну, то в другую сторону, то вперед, то назад, как бы воспроизводя запутанные ходы лабиринта. Танец понравился жителям Делоса, и они стали исполнять его на всех праздниках и торжествах.
Эгей бросается в море. На радостях Тесей забыл сменить паруса. А его старый отец день изо дня стоял на берегу, на высокой скале, и вглядывался в пустынную гладь моря. Наконец на горизонте показался корабль. Но не видно его парусов. До боли в глазах всматривается Эгей вдаль и с ужасом видит, что паруса остались черными. В отчаянии он бросается со скалы в море. И с тех пор оно называется Эгейским.
День возвращения Тесея стал и радостным, и печальным. Жители Афин ликовали, узнав о победе над чудовищем и спасении юношей и девушек, и плакали, услышав о гибели Эгея. Корабль же, на котором Тесей плавал на Крит, афиняне поставили на берегу как памятник.
Также овладел ею. Морской владыка, однако, великодушно уступил Эгею право зваться отцом любого ребенка, которого родит Эфра. Когда Эгей проснулся и увидел, что находится в постели Эфры, то вспомнил сон, в котором с ним говорил Посейдон. Он решил, что если родится сын, его не следует бросать на произвол судьбы или куда-нибудь отсылать, а тайно воспитать в Трезене.
Перед отъездом Эгей оставил свой меч и сандалии под полой скалой, известной, как Алтарь Сильного Зевса, привалив большим валуном. Если мальчик сможет, когда подрастет, сдвинуть этот камень и достать эти вещи, его следует вместе с ними отослать в Афины. А до тех пор Эфра должна хранить молчание, чтобы племянники Эгея, пятьдесят сыновей Палланта, не погубили ребенка.
Детство и юность Тесея
Тесей рос в Трезене, где его дед Питфей осторожно распространял слух, что отцом мальчика является Посейдон. Однажды Геракл , обедавший в Трезене с Питфеем, снял с себя львиную шкуру и повесил на спинку стула. Вошедшие со двора мальчишки при виде "льва" с криком бросились прочь, и лишь один семилетний Тесей быстро схватил лежавший на поленнице топор и смело двинулся на зверя.
Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, Эфра отвела сына к валуну, под которым Эгей спрятал свой меч и сандалии, и рассказала о смертном отце. Тесей без труда откатил валун и забрал оставленные для него вещи. После этого он отправился в Афины, но, вопреки, предупреждениям Питфея и мольбам своей матери, не безопасным морским путем, а посуху, поскольку хотел повторить подвиги своего двоюродного брата Геракла, которым всегда восхищался, и очистить от разбойников прибрежную дорогу, ведущую из Трезена в Афины. Он решил не вступать в стычку, но и никому не давать спуску. Поступать, как Геракл, - чтобы наказание злодеев соответствовало преступлению.
Подвиги Тесея
Вблизи Эпидавра он толкнулся с разбойником Перифетом , убивавшим путников своей железной дубинкой. Тесей вырвал дубинку из рук разбойника и забил Перифета ею же. Дубинка так понравилась тесею, что он с тех пор всегда носил ее с собой; хотя ему самому удалось отразить ее смертоносный удар, в его руках она разила без промаха.
На коринфском Истме юный герой повстречался с разбойником Синисом , который, обладая огромной силой, мог сгибать сосны так, что их вершины касались земли. Он часто просил ничего не подозревавших прохожих помочь ему в этом деле, а сам неожиданно отпускал сосну. Дерево разгибалось, высоко подбрасывая прохожего, а тот разбивался насмерть. Иногда Синис пригибал к земле вершины двух соседних деревьев и привязывал свою жертву одной рукой к одному дереву, а другой - к другому. Освобожденные деревья разрывали несчастного пополам. Тесей одолел Синиса и поступил с ним точно также, как тот поступал со своими жертвами. Дочь Синиса по имени Перигуна с первого взгляда влюбилась в Тесея, простила ему убийство своего ненавистного отца и в проложенный срок родила ему сына Меланиппа .
В Кроммионе Тесей избавил местное население от свирепой и страшной дикой свиньи. Жители Кроммиона, многие из которых стали жертвами чудовища, не осмеливались выходить из дому и работать на полях.
Двигаясь по прибрежной дороге, Тесей пришел к выступавшим прямо из моря отвесным скалам, в которых обосновался Скирон . Этот разбойник заставлял проходивших мимо путников мыть ему ноги; когда путник наклонялся к его ногам, Скирон сталкивал его со скалы в море, где плавала огромная черепаха, готовая пожрать очередную жертву.Но вместо того, чтобы мыть разбойнику ноги, Тесей поднял его над скалой и бросил в море.
Следующим противником Тесея оказался аркадский царь Керкион , наводивший ужас своей жестокостью. Керкион заставлял всех прохожих бороться с ним и убивал их либо в ходе поединка, либо после него. Тесей схватил Керкиона за колени и, к удовольствию наблюдавшей за схваткой Деметры , ударил головой оземь. Смерть Керкиона была мгновенной.
Уже войдя в Аттику, Тесей встретил еще одного знаменитого разбойника - Прокруста . В доме Прокруста было два ложа - одно большое, а другое маленькое. Предлагая путникам ночлег, он низкорослых укладывал на большое ложе и, привязав конечности, растягивал несчастных до тех пор, пока огромное ложе не будет впору, а высоким предлагал короткое ложе, отрубая или отпиливая те части тела, которые не помещались на нем. Тесей поступил с Прокрустом точно так же, как тот поступал с другими - "укоротил" на голову.
Лишь на берегу реки Кефисс юного героя впервые, с тех пор как он покинул Трезен, встретили по-дружески. Сыновья Фитала совершили над Тесеем обряд очищения от пролитой крови и оказали ему гостеприимство. В Афины он вошел одетый в чистые длинные одежды, с аккуратно уложенными волосами.
Тесей в Афинах
Тесей застал Афины в состоянии брожения. У царя не было законного наследника, поэтому пятьдесят сыновай его брата Палланта строили планы по захвату трона. В то время царь Эгей жил с Медеей . Когда она бежала из Коринфа, он дал ей убежище в Афинах, а затем женился на ней, так как она уверила его, что ее колдовские чары помогут ему обрести наследника, поскольку Эгей не знал, что Эфра уже радила ему Тесея. Медея рассчитывала, что трон достанется их сыну Меду , несмотря на иностранное происхождение его матери.
Хотя совершенные Тесеем по пути в Афины подвиги вызвали большой интерес к нему и обеспечили теплый прием, герой еще никому не сказал, кто он и откуда. Однако волшебница Медея сразу узнала Тесея и, опасаясь, что ее планы относительно судьбы собственного сына могут сорваться, убедила Эгея, что пришелец - наемный убийца или лазутчик. На пиру Эгей должен был предложить Тесею чашу отравленного вина, заранее приготовленную Медеей. В последний момент, когда Тесей ображил меч, чтобы отрезать кусок поданного к столу жаренного мяса, царь по нему узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Он обнял Тесея, созвал народное собрание и на нем объявил его своим сыном. В Афинах воцарилось веселье, какого город еще не знал. Тесей хотел отомстить Медее, однако она ускользнула от него, окутав себя волшебным облаком, и вместе с сыном покинула Афины.
Появление Тесея лишило претендовавших на афинский трон сыновей Палланта всякой надежды когда-либо править Афинами, поэтому они во главе со своим отцом открыто выступили против Эгея. Паллант с двадцатью пятью сыновьями и большим войском пошли на город, а другие двадцать пять сыновей залегли в засаде. Узнав о планах Паллантидов от их вестника по имени Леос из рода Агниев, Тесей напал на скрывшихся в засаде и всех перебил. После этого Паллант с оставшимися сыновьями взмолились о мире. Паллантиды так и не забыли предательства Леоса и никогда после не вступали в брак с Агниями.
Впоследствии, унаследовав после смерти Эгея афинский трон, Тесей, чтобы укрепить свою власть, сразу же казнил всех своих противников, однако оставшихся Паллантидов и их отца не тронул. Спустя несколько лет он убил их из предосторожности и был оправдан судом, расценившим это убийство как "обоснованное".
Неизвестно, отправил ли Эгей сына против свирепого белого быка Посейдона по наущению Медеи или же Тесей сам решил убить это огнедышащее чудовище, чтобы снискать еще большее расположение афинян, но случилось вот что. Привезенный Гераклом с Крита и отпущенный на волю в долине Аргоса бык пошел в Марафон и стал там убивать людей, причем среди погибших был критский царевич Андрогей , сын Миноса . Тесей отыскал быка, смело ухватил за смертоносные рога и победно притащил в Афины, где принес его в жертву.
Тесей на Крите
Расправившись с быком, Тесей узнал о тяжкой дани, которую наложил на Афины критский царь Минос в наказание за смерть своего сына, - раз в девять лет афиняне посылали на Крит семерых юношей и семерых девушек, которых пожирал в лабиринте быкоголовый Минотавр, рожденный царицей Пасифаей от убитого Тесеем белого быка. Тесей взялся освободить своих соотечественников и будущих подданых от этой страшной дани и решил отправиться на Крит в числе предназначенных на съедение чудовищу юношей - несмотря на самые искренние попытки Эгея разубедить его. Герой, однако, не пренебрег полезными приготовлениями: он пожертвовал Аполлону от всех масличную ветвь, увитую белой шерстью, а также заменил двух девушек парой женственных юношей, обладавших, тем не менее, недюжинной храбростью и здравым умом. Корабли, на которых отправляли четырнадцать жертв, обычно оснащались черными парусами, но на этот раз Эгей вручил сыну белый парус, который, в случае успеха, он должен был поднять по возвращении.
Когда корабль достиг Крита, Минос на колесница спустился в бухту, чтобы пересчитать жертвы. Одна из привезенных девушек ему очень понравилась, и он уже готов был овладеть ею, но Тесей вступился за юную соотечественницу. В завязавшейся словестной перебранке каждый из них обозвал другого безотцовщиной, после чего Минос объявил своим отцом Зевса , а Тесей заявил, что он - сын Посейдона. Бросив в волны кольцо с печатью, Минос предложил, чтобы Тесей достал его с морского дна и тем самым подтвердил свое родство с Посейдоном. На это Тесей потребовал, чтобы Минос первым доказал, что он сын Зевса. Обратившись с молитвой к своему отцу, критский царь получил в ответ ослепительную молнию и оглушительный раскат грома. Тогда Тесей нырнул в море, где стая дельфинов с почетом сопроводила его к Амфитрите , супруге Посейдона. Морская царица разослала во все стороны нереид, те быстро нашли кольцо Миноса и отдали его Тесею, а сама Амфитрита (говорят, после бурных постельных игрищ, которыми богиня осталась довольна) вручила ему украшенную каменьями золотую корону; появившись из моря, Тесей держал в руках и кольцо, и божественной красоты корону (которую впоследствии подарил Ариадне).
Ариадна. Лабиринт Минотавра.
|
Еще до отъезда на Крит, Тесей, по совету оракула, принес жертвы Афродите , и богиня сделала так, что прекрасная Ариадна , дочь Миноса, с первого взгляда влюбилась в афинского царевича. Красавица тайно пообещала ему помочь убить Минотавра, если Тесей поклянется взять ее с собой в Афины и сделать своей женой. Тесей с радостью принял это предложение и пообещал жениться на Ариадне. Знаменитый строитель лабиринта Дедал ранее подарил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить в лабиринт и выходить из него. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок. К этому времени двое юношей, переодетых девушками, убили стражей женских покоев и освободили пленниц, остальных юношей освободил Тесей. Они продырявили днища у критских судов, чтобы помешать погоне, а затем дружно налегли на весла и выскользнули в открытое море. Ариадна тайно бежала с Тесеем.
Несколько дней спустя, высадившись на остров Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Мотивы этого его поступка объясняют по-разному. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие - что он опасался неприятностей, которые мог вызвать приезд Ариадны в Афины, третьи - что влюбившийся в Ариадну бог Дионис явился Тесею во сне и потребовал отдать девушку ему. Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину. Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.
Боги услышали проклятья Ариадны, и ее месть настигла Тесея. Возможно, что потерял Ариадну, возможно, от радости при виде родного берега, но он забыл о своем обещании отцу поднять белый парус. Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел черный парус и с горя бросился с утеса в море, которое с тех пор зовется Эгейским.
Дальнейшие деяния Тесея
Унаследовав Афинский престол, Тесей объединил вокруг Афин всю Аттику, до этого разделенную на двенадцать общин, причем каждая решала свои дела самостоятельно, обращаясь к афинскому царю только в случае необходимости. Чтобы эти общины отказались от независимости, Тесею пришлось обратиться к каждой из них в отдельности. Простые граждане и бедняки готовы были признать его власть, а остальных он привел в подчинение - кого убеждением, а кого и силой. Тесей учредил в честь покровительницы города - богини Афины Панафинейские игры, сделав их доступными для всей Аттики. Он стал первым афинским царем, который начал чеканить деньги, и на его монетах было изображение быка.
Он также присоединил к афинскому царству Мегару, ранее принадлежавшую его дяде Нису, а также унаследовал Трезен после своего деда Питфея.
Когда упоенный победой над семью выступившими против Фив вождями (эпигонами) фиванский регент Креонт отказался выдать женам и матерям погибших аргоссцев тела их близких, Тесей в результате внезапно напал на Фивы, захватил их, заключил Креонта в темницу, а тела погибших передал их родственникам, которые устроили большой погребальный костер. Ранее Тесей предоставил Эдипу и его дочери Антигоне убежище в Афинах, а когда посланные Креонтом люди пытались заставить Эдипа вернуться в Фивы (оракул предсказал особую удачу той местности, где Эдип проведет последние годы жизни и умрет), воспрепятствовал этим попыткам.
Ближайшим другом Тесея был Пирифой , царь фессалийских лапифов. Пирифоя достигли сообщения о силе и храбрости Тесея, и он решил проверить их, напав на Аттику и угнав стадо коров. Когда Тесей бросился в погоню за похитителями, Пирифой смело повернулся к нему лицом - и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что даже забыли про скот, обнялись и поклялись друг другу в вечной дружбе. Вместе они участвовали в калидонской охоте и вместе отправились в экспедицию в страну амазонок, где похитили их царицу Антиопу . Амазонки были обрадованы приездом такого большого количества красивых и сильных воинов. Антиопа сама пришла приветствовать Тесея дарами, но когда она поднялась на корабль, ее красота вскружила ему голову, он неожиданно поднял якорь и похитил ее. Однако вряд ли ее судьба была, как многие считают, несчастной, потому что она отдала город Фемискиру на реке Фермодонт во владение Тесею в доказательство чувства, которое он успел разжечь в ее сердце.
Спустя время сестра Антиопы Орифия решила отомстить Тесею. Она заключила союз со скифами и выступила во главе большого войска амазонок на Афины. Битва у стен города длилась четыре месяца. Антиопа, теперь уже жена Тесея, родившая ему сына Ипполита , сражалась героически на его стороне, но была убита амазонкой Молпадией , которую Тесей впоследствии убил. В тот раз афиняне впервые отразили нападение чужестранцев. Раненых амазонок, которые остались на поле боя, отправили на излечение в Халкиду. Орифия с горсткой своих людей бежала в Мегару, где и дожила остаток дней.
Когда Пирифой женился на Гипподамии , Тесей был дружкой на свадьбе. На праздничное пиршество было приглашено несметное количество гостей, в том числе и соседи-кентавры. Кентавры, ранее не знавшие вина, а только кислое молоко, с жадностью стали его пить, не разбавляя, по незнанию, водой, и так напились, что стали хватать присутствующих девушек и женщин. Тесей первым бросился на защиту невесты, которую пытался похитить кентавр Эвритион . Последовавшая затем драка продолжалась дотемна. Так началась длительная вражда между кентаврами и их соседями лапифами, в которой кентавры потерпели поражение, и Тесей изгнал их с их древних охотничьих угодий на горе Пелион.
Несмотря на неудавшийся союз с Ариадной, Тесей женился на другой дочери Миноса - Федре . Миноса к этому времени уже не было в живых, а этот брак скреплял дружбу между Тесеем и Девкалионом , унаследовавшим критский трон. Федра родила мужу двух сыновей - Акаманта и Демофонта . Случилось так, что она страстно влюбилась в своего пасынка Ипполита и, отвергнутая им, повесилась, оставив записку, в которой обвиняла его в чудовищных посягательствах на ее честь. Получив записку, Тесей проклял сына и приказал ему немедленно покинуть Афины и никогда не возвращаться, а затем взмолился Посейдону, чтобы тот наслал на Ипполита зверя. Когда Ипполит ехал вдоль берега, гигантская волна обрушилась на берег, из ее гребня возникло чудовище и бросилось за колесницей; не справившийся с упряжкой Ипполит разбился насмерть.
Похищение Елены. Тесей в царстве Аида.
Приблизительно в это же время умерла Гипподамия, жена Пирифоя, и два овдовевших героя задумали жениться на дочерях Зевса. Они выбрали спартанскую царевну Елену , сестру Диоскуров , поклявшись друг другу, что если они добудут ее, то пусть она достанется одному из них по жребию, а проигравшему они добудут каку-нибудь другую дочь Зевса, чем бы им это ни грозило. Вместе они похитили Елену, когда она совершала жертвоприношения в храме Артемиды в Спарте. Елене было тогда всего двенадцать лет, и, хотя она уже славилась своей красотой, замуж выходить ей было рано; поэтому Тесей отпрвил ее в деревню Афидны, наказав своему другу Афидну денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место ее пребывания. После этого друзья решили обратиться к оракулу Зевса, которого призывали в свидетели своей клятвы, кого выбрать в жены Пирифою, и получили ироничный ответ: "Почему бы не посетить царство мертвых и не потребовать в невесты Персефону ? Она самая благородная из моих дочерей". Тесей рассердился, когда Пирифой воспринял это предложение серьезно, но отказаться, связанный клятвой, не мог.
Тесей и Пирифой спустились в подземное царство окольным путем через расщелины в лаконском Тенаре, и вскоре постучали в двери дворца Гадеса . Владыка царства мертвых спокойно выслушал их беспрецедентно наглое требование и, притворясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к каменному трону настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Их бичевали эринии и терзал зубами Кербер , а Аид смотрел на все это и мрачно усмехался.
Через четыре года Геракл, пришедший в царство Аида, чтобы, по велению Эврисфея , забрать Кербера, узнал их, когда они молча протянули к нему руки, моля о помощи. Персефона любезно разрешила Гераклу освободить ее незадачливых похитителей и забрать их с собой, если только он сможет. Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но все попытки освободить Пирифоя не увенчались успехом, поскольку он был простым смертным, в нем не было крови богов, которая помогла Тесею преодолеть плен, а кроме того, именно Пирифой был зачинщиком этого богохульного предприятия, и Геракл вынужден был отступить.
Тесей в изгнании. Смерть героя.
Вернувшись в Афины, Тесей обнаружил, что от его былой популярности в городе не осталось и следа. Пока он находился в царстве Аида, спартанцы во главе с Диоскурами, братьями Елены, вторглись в Аттику, разорили Афидны, где пряталась Елена, и вместе с сестрой увезли в Спарту в качестве рабыни Эфру, мать Тесея. Власть в Афинах захватил Менесфей , правнук Эрехфея, снискавший себе расположение народа тем, что напоминал аристократам о той власти, которую они потеряли, а бедным говорил, что у них украли отечество и родные святыни, а сами они стали игрушкой в руках проходимца неизвестного происхождения по имени Тесей. Акамант и Демофонт, сыновья Тесея, вынуждены были бежать из Афин и нашли приют в Эвбее у Элефенора. Слишком ослабший после перенесенных мучений Тесей не имел сил бороться с Менесфеем за власть и отправился в изгнание. Он высадился на острове Скирос, где владел участком земли. Местный царь Ликомед принял знатного гостя с достойной его славы и происхождения пышностью. После того как Тесей попросил разрешения остаться на острове, Ликомед притворился, что хочет показать Тесею границы его владений, заманил его на вершину высокого утеса и коварно столкнул вниз. Причиной мерзкого поступка Ликомеда было его желание угодить своему другу Менесфею, после изгнания Тесея узурпировавшему афинский трон, а также опасение, что Тесей может захватить власть на острове. Некоторые говорят, что Ликомед просто привык считать своим принадлежавший Тесею участок земли. Так или иначе, но Ликомед представил все дело так, будто Тесей упал спьяну, посколько перед прогулкой слишком много выпил.
Менесфей, власти которого уже никто не угрожал, стал одним из женихов Елены и во главе афинского войска пошел под Трою, где и погиб. Трон унаследовал Демофонт, сын Тесея, вернувшийся из-под Трои со своей бабкой Эфрой. Около 475 г. до н.э. афинский полководец Кимон, захватив Скирос, нашел останки Тесея, которые были благоговейно перевезены в Афины и помещены в специально для этого построенный храм героя, который, как считали афиняне, помог им одержать победу над персидской армией в Марафонской битве в 490 г. до н.э.
Тесей, или Тезей, является одним из популярных персонажей греческого эпоса. В переводе с греческого его имя, вероятнее всего, означает «быть сильным».
Тесей был сыном афинского царя Эгея и Эфры. Предками героя считаются автохтон Эрихтоний, рожденный землей, которую оплодотворил Гефест, и миксантропические чудища - мудрые полузвери-полулюди. Мать Тесея состояла в родстве с Зевсом, а сам Тесей являлся сыном не только Эгея, но и Посейдона.
Эгей долгое время был бездетным. Наконец, царь отправился к оракулу и услышал от него загадку, смысла которой не смог понять. Вместо него загадку разгадал Питфей, тризенский царь. Он понял, что власть в Афинах будет принадлежать ребенку, который родится от Эгея. Питфей напоил его вином и уложил спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь к ней пришел и Посейдон.
Наутро Эгей, уходя от Эфры, попросил ее не открывать будущему сыну имя отца. Он оставил ей свои сандалии и меч и велел передать эти вещи сыну, когда он вырастет. Еще Эгей попросил девушку, чтобы сын пришел в Афины тайно, т. к. Эгей опасался, что дети его младшего брата Палланта захотят убить царского наследника, чтобы получить власть.
Через некоторое время Эфра родила сына Тесея, который имел двух отцов: бога Посейдона и человека Эгея. Она воспитала этого ребенка, как и приказал Эгей, т. е. скрывала ото всех высокое происхождение Тесея. Окружающим она говорила, что ее сын был рожден от бога Посейдона.
Когда Тесей достиг совершеннолетия, мать назвала ему имя его отца, дала меч и сандалии и велела отправляться в Афины. Юноша надел сандалии, вооружился мечом отца и этим как будто бы приобщился к магической силе, которой были наделены его предки. Затем он посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах. Этим он заключил союз с богом и посвятил свою жизнь служению ему.
Тесей отправился в Афины не морем, а по суше. Этот путь был длиннее и опаснее, т. к. по дороге юноша мог встретиться с разбойниками и потомками хитонических чудовищ, которые убивали путников. По дороге в Афины Тесей совершил несколько подвигов: убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Дамаста, Керкиона и Скирона.
Тесей пришел в Афины и увиделся со своим отцом, но тот не узнал сына, т. к. был околдован волшебницей Медеей. Она поселилась в Афинах и родила сына от царя, надеясь, что ее ребенок в дальнейшем унаследует престол. Увидев Тесея, волшебница догадалась, что это сын Эгея, а потому внушила царю подозрение к гостю и заставила дать ему чашу с ядом.
Тесея пригласили во дворец и стали угощать яствами. Когда подали мясо, юноша вытащил из ножен меч, чтобы отрезать себе кусок. По этому мечу Эгей узнал сына и разбил чашу с ядом, из которого Тесей, по счастью, еще не успел сделать ни глотка. Существует еще одна версия, согласно которой Эгей послал пришельца убить марафонского быка, разоряющего окрестные поля. Когда Тесей одолел быка и вернулся, юноше и поднесли ядовитый напиток, но Эгей узнал сына по мечу и сандалиям и отшвырнул чашу с ядом в сторону.
Пятьдесят сыновей Палланта сделали несколько попыток убить Тесея, но он уничтожил всех братьев и прогнал их помощников, после чего афиняне официально признали его наследником царя Эгея.
Наиболее достойно Тесей повел себя в столкновении с царем Миносом. Каждые девять лет Минос требовал у Афин дань: семь юношей и семь девушек, которых отправляли на съедение Минотавру в искупление за смерть сына Миноса, в которой якобы был виноват Эгей. Два раза Тесей платил дань, а в третий раз сам отправился в путь в числе одного из семи обреченных на смерть юношей для того, чтобы убить Минотавра.
Минотавр жил на острове Крит, во дворце, который построили Дедал и Икар. Дворец имел множество комнат; каждый входящий в него не мог найти выхода и погибал от клыков и когтей Минотавра, человека-быка.
Тесей вместе с остальными афинянами отправился на остров на корабле под черным парусом. В трюме лежал белый парус, который моряки должны были повесить в том случае, если Тесей победит Минотавра. Если же герой потерпит поражение и погибнет, то парус должен остаться черным. По цвету паруса Эгей мог узнать о судьбе сына еще до того, как корабль войдет в порт.
Во время плавания Минос снял с пальца перстень и бросил его в море. Тесей доказал царю, что был рожден от владыки моря Посейдона, достав перстень со дна.
После прибытия на остров Тесея и остальных афинян отвели в Лабиринт и заперли там, но перед этим дочь царя Миноса, Ариадна, влюбившись в Тесея, подарила ему волшебный клубок.
Тесей убил Минотавра, а с помощью нити из клубка Ариадны ему и остальным афинянам удалось найти обратный путь. Ночью они вышли из Лабиринта и бежали на остров Накос. Ариадна последовала за ними, но в дороге ее похитил Дионис, влюбившийся в нее. По другой версии, Тесей сам бросил девушку на острове, не захотев брать с собой в Афины.
На обратном пути Тесей забыл об уговоре и не отдал морякам приказа повесить белый парус. Эгей же не покидал побережья и вглядывался в морскую даль. Увидев черный парус, он решил, что Тесей погиб. Сраженный горем, Эгей бросился со скалы в море и утонул.
Впоследствии Тесей, который стал афинским царем, совершил множество подвигов. Он принимал участие в битве с амазонками (по одной из версий, вместе с Гераклом), в битве с кентаврами, в калидонской охоте и т. д.
Тесей совершил много подвигов, но самым известным является победа над чудовищем Минотавром, полубыком-получеловеком, который жил на острове Крит.
Тесея не было среди аргонавтов, т. к. в это время он помогал Пирифою завоевать невесту Персефону, богиню царства мертвых. За это боги прогневались на него и приковали цепью к скале. В заточении Тесей пробыл недолго - Геракл освободил его и помог вернуться в Афины.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.
Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?
Кто такой Минотавр
Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.
Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.
Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?
Появление Минотавра
В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.
В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.
Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.
Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.
Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.
Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.
Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.
Кара Посейдона
Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.
Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.
Пасифая и корова, сооруженная Дедалом
Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.
Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.
Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.
Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.
Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
- Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
- Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
- А третьи считают, что Минотавр был задушен.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
- «Божественная комедия», Данте Алигьери
- «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
- «Тезей», Мэри Рено
- «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
- «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
- «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
- Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь Фридрих шиллер краткая биография
- Мезомерный эффект, или как рисовать резонансные (граничные) структуры Основные положения координационной теории
- Хмырь, косой и василий алибабаевич
- Моральные знания и практическое поведение личности Практическое поведение личности